Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 103

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 103

Номер 213.

Прочитайте.

    Поздороваться (с кем?) с командиром, тревожиться (за кого?) ..., хвалить (кого?) ..., хвалиться (чем?) ..., извинить (кого?) ..., извиниться (перед кем?) ..., беспокоить (кого?) ..., беспокоиться (о ком?) ... .

  • Составьте словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными. Запишите словосочетаниям без вопросов. Укажите падеж имен существительных.
  • Определите, от какого из выделенных глаголов можно образовать три формы времени, а от какого только две. Устно образуйте эти формы.
Ответ:

    Поздороваться с командиром (Т. п.), тревожиться за маму (В. п.), хвалить пса (В. п.), хвалиться успехами (Т. п.), извинить друга (В. п.), извиниться перед сестрой (Т. п.), беспокоить учителя (В. п.), беспокоиться о семье (П. п.).

Хвалиться: хвалился, хвалится, будет хвалиться.
Извиниться: извинился, извинится.

Номер 214.

Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.

(1-е л.) я учусь, засмеюсь
(2-е л.) ты учишься, засмеешься

Ответ:

Учиться: учусь, учишься, учится, учимся, учитесь, учатся.
Засмеяться: засмеюсь, засмеешься, засмеется, засмеемся, засмеетесь, засмеются.
Возвратные глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

  • Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов?
  • Как определить лицо и число этих глаголов?
  • Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы.
Ответ:

При спряжении возвратных глаголов личные окончания стоят перед суффиксом -ся.

Лицо и число этих глаголов, также как других, определяется по окончанию.

Таким образом, возвратные глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

Номер 215.

Прочитайте стихотворение Р. Мухи «Кровать».

А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?

  • В чем сходство и различие форм глаголов в стихотворении?
  • Спишите стихотворение или запишите его по памяти. Проверьте себя
Ответ:

Сходства:
Ложиться, вставать стоят в неопределенной форме
Продается, ложиться — возвратные глаголы.
Различие:
Продается употреблен в настоящем времени.

А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 103. 2023 год

Номер 210.

Прочитайте загадки.

1. Во..т, свистит, ветки лома..т3, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р) 2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви́..ся: лишь распуст..т птица хвост – и подни́м..тся до звёзд. (Р..к..т..) 3. Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т – пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)

  • Спишите две загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, выделите их личные окончания.
Ответ:

    1. Воет (I спр.), свистит (II спр.), ветки ломает (I спр.), пыль поднимает (I спр.), всех с ног сбивает (II спр.). Слышишь (II спр.) его, да не видишь (II спр.) его. (Ветер)
    2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться (II спр.): лишь распустит (II спр.) птица хвост — и поднимется (I спр.) до звёзд. (Ракета)
    3. Овсом не кормят (II спр.), кнутом не гонят (II спр.), а как пашет (I спр.) — пять плугов тащит (II спр.). (Трактор)

Разбор слов как частей речи:
Ломает – гл., что делает?, н. ф. – ломать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Номер 211.

Прочитайте.

Месяц. Туман. Солнце.
Дождик. Трава. Небо.
Звезда. Роса. Заря1.

Зеленеть. Синеть. Алеть1.
Лить. Белеть. Всходить.
Гаснуть. Сверкать. Светить.

  • Найдите пары слов, которые могут сочетаться друг с другом по смыслу. Составьте из них нераспространенные предложения, употребляя глаголы в настоящем времени.
  • Запишите составленные предложения. Проверьте себя.
Ответ:

Месяц светит. Туман белеет. Солнце всходит.
Дождик льется. Трава зеленеет. Небо синеет.
Звезда гаснет. Роса сверкает. Заря алеет.

Звуко-буквенный разбор:
Заря [зар’а́] – 2 слога
з – [з] – согл., зв. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безуд.
р – [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
я – [а́] – гласн., ударн.


4 б., 4 зв.

Алеть [ал’эт’] – 2 слога
а – [а] – гласн., безуд.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
е – [э́] – гласн., ударн.
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука

5 б., 4 зв.

Номер 212.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Сам не научишься – никто не научит.
2. Скорую работу не хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не вырастет.

Ответ:

1. Сам не научишься – никто не научит. – чтобы что-то изучить, нужно приложить желание и старание.
2. Скорую работу не хвалят. – наскоро выполненная работа обычно плохо получается.
3. Перо пишет, а ум водит. – написанное зависит от мыслей человека, от глубины его знаний.
4. Срубленное дерево не вырастет. – прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.

  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Выполните устный и письменный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 4, с. 144–145).
Ответ:

1. Сам не_научишься – никто не_научит.
2. Скорую работу не_хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не_вырастет.

Устный разбор глагола:
Перо пишет, а ум водит.
1. Пишет – глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает?».
2. Начальная форма – писать.
3. Первое спряжение.
4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе.
5. В предложении является сказуемым: перо (что делает?) пишет.

Письменный разбор глагола:
Пишет – гл., что делает?, н. ф. – писать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Памятка. (с. 144 - 145)

Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.

Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма – лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.

Образец записи
Летят – гл., что делают?, н. ф. – лететь. II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.