Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 78

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 78. Год 2019

Проверь себя

Номер 1.

Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Ответ:

Из истории фразеологизмов

    Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Например: делать из мухи слона — сильно преувеличивать, сесть в лужу — оказаться в неприятной ситуации, водить за нос — обманывать, как с гуся вода — всё безразлично.
    Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Мы часто слышим их в речи, но не всегда знаем, что же они означают и как возникли. Попробуем в этом разобраться, ведь мы хотим знать родной язык.

    Дело в шляпе
    Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.
    История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.

    Бить баклуши
    Значение: безделье, бесполезное проведение времени.
    История возникновения. Баклуша — это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками — баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой.
    Есть также другая версия о том, что баклуши — это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.

    Зарывать талант в землю
    Значение: не развивать свои способности.
    История возникновения. У древних римлян и греков «талант» — это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение — выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.

    За семь вёрст киселя хлебать
    Значение: бессмысленное следование куда-либо.
    История возникновения. Древнерусская мера длины — верста равняется чуть больше 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.

Номер 2.

Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.
Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

    Лётчик, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

              

Ответ:

Данной схеме соответствуют слова лётчик  , лесной, полоска.

Номер 3.

Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ответ:

Ключ [кл'уч'] — 4б., 4 зв.
Вьюга [в'й'уга] — 5б., 5 зв.
Съезд [сй'эст] — 5 б., 5 зв.
Мяч [м'ач'] — 3б., 3 зв.
В остальных словах количество букв и звуков не совпадает.

Номер 4.

Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Ответ:

Научимся писать слова с суффиксами -ек- и -ик- Суффикс -ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе исчезает, а суффикс -ек- — если сохраняется. Например: карандашик — карандашика, ключик — ключика, винтик — винтика, замочек — замочка, клубочек — клубочка, камешек — камешка.
Суффиксы -ок, -онк, -онок пишутся после шипящих под ударением. Например: снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок.

Номер 5.

Прочитайте.

    Ноч..ю приш..л первый зам..розок. Он надышал хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым инеем крыши, з..хрустел под ногами.

К. Паустовский.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом первого предложения, какой частью речи оно является.
Ответ:

    Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.

    Ночью (нареч.) пришёл (глаг.) первый (числ.) заморозок (сущ.).

Разбор слова как части речи

Заморозок — сущ. (что?), н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч., глав. чл.
Надышал — глагол (что сделал?), н. ф. — надышать, прош. вр, ед. ч, м. р., глав. чл.
Зернистым — прилаг. (каким?), н. ф. — зернистый, ед. ч., м. р., Т. п., второст. чл.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 78. Год 2023

Проверь себя

Номер 1.

1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Ответ:

Из истории фразеологизмов

    Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Например: делать из мухи слона — сильно преувеличивать, сесть в лужу — оказаться в неприятной ситуации, водить за нос — обманывать, как с гуся вода — всё безразлично.
    Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Мы часто слышим их в речи, но не всегда знаем, что же они означают и как возникли. Попробуем в этом разобраться, ведь мы хотим знать родной язык.

    Дело в шляпе
    Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.
    История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.

    Бить баклуши
    Значение: безделье, бесполезное проведение времени.
    История возникновения. Баклуша — это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками — баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой.
    Есть также другая версия о том, что баклуши — это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.

    Зарывать талант в землю
    Значение: не развивать свои способности.
    История возникновения. У древних римлян и греков «талант» — это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение — выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.

    За семь вёрст киселя хлебать
    Значение: бессмысленное следование куда-либо.
    История возникновения. Древнерусская мера длины — верста равняется чуть больше 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.

Номер 2.

Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей..

    Лётчик, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

                 

Ответ:

Не все эти слова состоят из данных значимых частей.

  • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.
Ответ:

Данной схеме соответствуют слова: лётчик   , лесной, полоска.

Номер 3.

Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ответ:

Ключ [кл'уч'] — 4б., 4 зв.
Вьюга [в'й'уга] — 5б., 5 зв.
Съезд [сй'эст] — 5 б., 5 зв.
Мяч [м'ач'] — 3б., 3 зв.
В остальных словах количество букв и звуков не совпадает.

Номер 4.

Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Ответ:

Научимся писать слова с суффиксами -ек- и -ик- Суффикс -ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе исчезает, а суффикс -ек- — если сохраняется. Например: карандашик — карандашика, ключик — ключика, винтик — винтика, замочек — замочка, клубочек — клубочка, камешек — камешка.
Суффиксы -ок, -онк, -онок пишутся после шипящих под ударением. Например: снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок.

Номер 5.

Прочитайте.

    Ноч..ю приш..л первый зам..розок3. Он надышал3 хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым3 инеем крыши, з..хрустел под ногами.

К. Паустовский.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом первого предложения, какой частью речи оно является.
Ответ:

    Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.

    Ночью (нареч.) пришёл (глаг.) первый (числ.) заморозок (сущ.).

Разбор слова как части речи

Заморозок — сущ. (что?), н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч., глав. чл.
Надышал — глагол (что сделал?), н. ф. — надышать, прош. вр, ед. ч, м. р., глав. чл.
Зернистым — прилаг. (каким?), н. ф. — зернистый, ед. ч., м. р., Т. п., второст. чл.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх