Номер 1.
Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.
Ответ:Из истории фразеологизмов
Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Например: делать из мухи слона — сильно преувеличивать, сесть в лужу — оказаться в неприятной ситуации, водить за нос — обманывать, как с гуся вода — всё безразлично.
Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Мы часто слышим их в речи, но не всегда знаем, что же они означают и как возникли. Попробуем в этом разобраться, ведь мы хотим знать родной язык.
Дело в шляпе
Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.
История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.
Бить баклуши
Значение: безделье, бесполезное проведение времени.
История возникновения. Баклуша — это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками — баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой.
Есть также другая версия о том, что баклуши — это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.
Зарывать талант в землю
Значение: не развивать свои способности.
История возникновения. У древних римлян и греков «талант» — это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение — выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.
За семь вёрст киселя хлебать
Значение: бессмысленное следование куда-либо.
История возникновения. Древнерусская мера длины — верста равняется чуть больше 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.
Номер 2.
Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.
Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.
Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.
Ответ:
Данной схеме соответствуют слова лесник , лесной, полоска.
Номер 3.
Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.
Ответ:Ключ [кл'уч'] — 4б., 4 зв.
Вьюга [в'й'уга] — 5б., 5 зв.
Съезд [сй'эст] — 5 б., 5 зв.
Мяч [м'ач'] — 3б., 3 зв.
В остальных словах количество букв и звуков не совпадает.
Номер 4.
Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.
Ответ:Научимся писать слова с суффиксами -ек- и -ик- Суффикс -ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе исчезает, а суффикс -ек- — если сохраняется. Например: карандашик — карандашика, ключик — ключика, винтик — винтика, замочек — замочка, клубочек — клубочка, камешек — камешка.
Суффиксы -ок, -онк, -онок пишутся после шипящих под ударением. Например: снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок.
Номер 5.
Прочитайте.
Ноч..ю приш..л первый зам..розок. Он надышал хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым инеем крыши, з..хрустел под ногами.
К. Паустовский.
Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.
Ночью (нареч.) пришёл (глаг.) первый (числ.) заморозок (сущ.).
Заморозок — сущ. (что?), н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч., глав. чл.
Надышал — глагол (что сделал?), н. ф. — надышать, прош. вр, ед. ч, м. р., глав. чл.
Зернистым — прилаг. (каким?), н. ф. — зернистый, ед. ч., м. р., Т. п., второст. чл.
Номер 1.
1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.
Ответ:Из истории фразеологизмов
Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Например: делать из мухи слона — сильно преувеличивать, сесть в лужу — оказаться в неприятной ситуации, водить за нос — обманывать, как с гуся вода — всё безразлично.
Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Мы часто слышим их в речи, но не всегда знаем, что же они означают и как возникли. Попробуем в этом разобраться, ведь мы хотим знать родной язык.
Дело в шляпе
Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.
История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.
Бить баклуши
Значение: безделье, бесполезное проведение времени.
История возникновения. Баклуша — это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками — баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой.
Есть также другая версия о том, что баклуши — это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.
Зарывать талант в землю
Значение: не развивать свои способности.
История возникновения. У древних римлян и греков «талант» — это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение — выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.
За семь вёрст киселя хлебать
Значение: бессмысленное следование куда-либо.
История возникновения. Древнерусская мера длины — верста равняется чуть больше 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.
Номер 2.
Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей..
Лётчик, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.
Ответ:
Не все эти слова состоят из данных значимых частей.
Данной схеме соответствуют слова: лётчик , лесной, полоска.
Номер 3.
Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.
Ответ:Ключ [кл'уч'] — 4б., 4 зв.
Вьюга [в'й'уга] — 5б., 5 зв.
Съезд [сй'эст] — 5 б., 5 зв.
Мяч [м'ач'] — 3б., 3 зв.
В остальных словах количество букв и звуков не совпадает.
Номер 4.
Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.
Ответ:Научимся писать слова с суффиксами -ек- и -ик- Суффикс -ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе исчезает, а суффикс -ек- — если сохраняется. Например: карандашик — карандашика, ключик — ключика, винтик — винтика, замочек — замочка, клубочек — клубочка, камешек — камешка.
Суффиксы -ок, -онк, -онок пишутся после шипящих под ударением. Например: снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок.
Номер 5.
Прочитайте.
Ноч..ю приш..л первый зам..розок3. Он надышал3 хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым3 инеем крыши, з..хрустел под ногами.
К. Паустовский.
Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.
Ночью (нареч.) пришёл (глаг.) первый (числ.) заморозок (сущ.).
Заморозок — сущ. (что?), н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч., глав. чл.
Надышал — глагол (что сделал?), н. ф. — надышать, прош. вр, ед. ч, м. р., глав. чл.
Зернистым — прилаг. (каким?), н. ф. — зернистый, ед. ч., м. р., Т. п., второст. чл.
Напишите свой комментарий внизу страницы.