Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 78

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 1.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 78. Год 2019

Проверь себя

Номер 1.

Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Ответ:

Из истории фразеологизмов

    Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Например: делать из мухи слона — сильно преувеличивать, сесть в лужу — оказаться в неприятной ситуации, водить за нос — обманывать, как с гуся вода — всё безразлично.
    Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Мы часто слышим их в речи, но не всегда знаем, что же они означают и как возникли. Попробуем в этом разобраться, ведь мы хотим знать родной язык.

    Дело в шляпе
    Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.
    История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.

    Бить баклуши
    Значение: безделье, бесполезное проведение времени.
    История возникновения. Баклуша — это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками — баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой.
    Есть также другая версия о том, что баклуши — это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.

    Зарывать талант в землю
    Значение: не развивать свои способности.
    История возникновения. У древних римлян и греков «талант» — это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение — выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.

    За семь вёрст киселя хлебать
    Значение: бессмысленное следование куда-либо.
    История возникновения. Древнерусская мера длины — верста равняется чуть больше 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.

Номер 2.

Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.
Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

    Лётчик, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

              

Ответ:

Данной схеме соответствуют слова лётчик  , лесной, полоска.

Номер 3.

Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ответ:

Ключ [кл'уч'] — 4б., 4 зв.
Вьюга [в'й'уга] — 5б., 5 зв.
Съезд [сй'эст] — 5 б., 5 зв.
Мяч [м'ач'] — 3б., 3 зв.
В остальных словах количество букв и звуков не совпадает.

Номер 4.

Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Ответ:

Научимся писать слова с суффиксами -ек- и -ик- Суффикс -ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе исчезает, а суффикс -ек- — если сохраняется. Например: карандашик — карандашика, ключик — ключика, винтик — винтика, замочек — замочка, клубочек — клубочка, камешек — камешка.
Суффиксы -ок, -онк, -онок пишутся после шипящих под ударением. Например: снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок.

Номер 5.

Прочитайте.

    Ноч..ю приш..л первый зам..розок. Он надышал хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым инеем крыши, з..хрустел под ногами.

К. Паустовский.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом первого предложения, какой частью речи оно является.
Ответ:

    Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.

    Ночью (нареч.) пришёл (глаг.) первый (числ.) заморозок (сущ.).

Разбор слова как части речи

Заморозок — сущ. (что?), н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч., глав. чл.
Надышал — глагол (что сделал?), н. ф. — надышать, прош. вр, ед. ч, м. р., глав. чл.
Зернистым — прилаг. (каким?), н. ф. — зернистый, ед. ч., м. р., Т. п., второст. чл.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 78. Год 2023

Проверь себя

Номер 1.

1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Ответ:

Из истории фразеологизмов

    Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Например: делать из мухи слона — сильно преувеличивать, сесть в лужу — оказаться в неприятной ситуации, водить за нос — обманывать, как с гуся вода — всё безразлично.
    Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Мы часто слышим их в речи, но не всегда знаем, что же они означают и как возникли. Попробуем в этом разобраться, ведь мы хотим знать родной язык.

    Дело в шляпе
    Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.
    История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.

    Бить баклуши
    Значение: безделье, бесполезное проведение времени.
    История возникновения. Баклуша — это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками — баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой.
    Есть также другая версия о том, что баклуши — это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.

    Зарывать талант в землю
    Значение: не развивать свои способности.
    История возникновения. У древних римлян и греков «талант» — это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение — выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.

    За семь вёрст киселя хлебать
    Значение: бессмысленное следование куда-либо.
    История возникновения. Древнерусская мера длины — верста равняется чуть больше 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.

Номер 2.

Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей..

    Лётчик, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

                 

Ответ:

Не все эти слова состоят из данных значимых частей.

  • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.
Ответ:

Данной схеме соответствуют слова: лётчик   , лесной, полоска.

Номер 3.

Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ответ:

Ключ [кл'уч'] — 4б., 4 зв.
Вьюга [в'й'уга] — 5б., 5 зв.
Съезд [сй'эст] — 5 б., 5 зв.
Мяч [м'ач'] — 3б., 3 зв.
В остальных словах количество букв и звуков не совпадает.

Номер 4.

Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Ответ:

Научимся писать слова с суффиксами -ек- и -ик- Суффикс -ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе исчезает, а суффикс -ек- — если сохраняется. Например: карандашик — карандашика, ключик — ключика, винтик — винтика, замочек — замочка, клубочек — клубочка, камешек — камешка.
Суффиксы -ок, -онк, -онок пишутся после шипящих под ударением. Например: снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок.

Номер 5.

Прочитайте.

    Ноч..ю приш..л первый зам..розок3. Он надышал3 хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым3 инеем крыши, з..хрустел под ногами.

К. Паустовский.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом первого предложения, какой частью речи оно является.
Ответ:

    Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами.

    Ночью (нареч.) пришёл (глаг.) первый (числ.) заморозок (сущ.).

Разбор слова как части речи

Заморозок — сущ. (что?), н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч., глав. чл.
Надышал — глагол (что сделал?), н. ф. — надышать, прош. вр, ед. ч, м. р., глав. чл.
Зернистым — прилаг. (каким?), н. ф. — зернистый, ед. ч., м. р., Т. п., второст. чл.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.