Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 17
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Обращение
Номер 20.
Прочитайте. Назовите сказки.
1. Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! 2. Речка-матушка, спрячь меня! 3. Испеки, старуха, колобок. 4. Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. 5. Бери ложку, хозяюшка. 6. Что тебе надобно, старче? 7. Не обессудь, куманёк. Больше потчевать нечем.
Ответ:1. «У страха глаза велики»
2. «Гуси – лебеди»
3. «Колобок»
4. «Заюшкина избушка»
5. «Каша из топора»
6. «Сказка о рыбаке и рыбке»
7. «Лиса и журавль»
- Вспомните, как в русском языке называются выделенные слова. Какова их роль в предложении?
- Прочитайте выразительно предложения и понаблюдайте, как вы произносите слова-обращения.
- Обратите внимание на знаки препинания в предложениях. Спишите любые три предложения
Выделенные в тексте слова — это обращения, они называют того, к кому обращаются с речью.
Слова-обращения произносятся со звательной или восклицательной интонацией, выделяются паузами.
Обращения всегда выделяются одной запятой, если находятся в начале или конце предложения, и двумя запятыми, если стоят в средине предложения. После обращения, которое вынесено отдельно, чаще всего ставится восклицательный знак, иногда — многоточие.
1. Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
2. Речка-матушка, спрячь меня!
3. Испеки, старуха, колобок.
4. Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
5. Бери ложку, хозяюшка.
6. Что тебе надобно, ста́рче?
7. Не обессудь, куманёк. Больше по́тчевать не́чем.
Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
● Если обращение стоит в начале предложения, то оно отделяется запятой.
Дорогой дедушка, приезжай к нам в гости.
● Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторон запятыми.
О чём, девочка, плачешь? Спасибо, Таня, за книгу.
● Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая.
До свидания, ребята! Здравствуй, милая ласточка!
Номер 21.
Прочитайте выразительно. В чём сходство и различие предложений каждой группы?
1. Где ты, птичка, гнёздышко свила?
2. Птичка, где ты гнёздышко свила?
3. Где ты гнёздышко свила, птичка?
Эти предложения сходны по смыслу, в каждом из них есть обращение, это слово «птичка». Различаются предложения тем, что обращение в них находится в середине, начале и конце.
- Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Объясните знаки препинания.
- Составьте и запишите своё предложение с обращением.
1.Где ты, птичка, гнёздышко свила? (Обращение в середине предложения выделяется двумя запятыми).
2. Птичка, где ты гнёздышко свила? (Обращение в начале предложения выделяется запятой).
3. Где ты гнёздышко свила, птичка? (Обращение в конце предложения выделяется запятой).
Ребята, сделайте для птиц кормушки!
Птичка [пт'и́ч'ка] — 2 слога
п — [п] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
т — [т'] — согл., глух. парн., мяг. парн.
и — [и] — гласн., ударн.
ч — [ч'] — согл., глух. непарн., мяг. непарн.
к — [к] — согл., глух. парн., тверд. парн.
а — [а] — гласн., безударн.
6 б., 6 зв.
Состав слова:
корень — гнёзд,
суффикс — ышк,
окончание — о,
основа слова — гнёздышк.
Часть речи — существительное, части слова — гнёзд/ышк/о.
Номер 22.
Прочитайте диалог из стихотворения «Вредный кот».
— Петь, здоро́во!
— Здравствуй Вова!
— Как уроки?
— Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Б. Заходер
- В каком предложении пропущена запятая? Спишите, вставляя пропущенную запятую. Проверьте себя. Подчеркните в предложениях обращение.
- Когда в речи можно употребить приветствие здоро́во, а когда — здра́вствуй? Объясните свой ответ.
—Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Слово «здравствуй» является общепринятой формой приветствия. Только в разговорной речи с близким другом можно сказать «здоро́во».
Главные и второстепенные члены предложения
Номер 23.
Прочитайте.
Кро́ет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу́ я ногой
Ве́шнюю леса красу.
А. Майков
- Напишите строки по памяти. Проверьте себя.
- Подчеркните в предложениях главные члены предложения. Почему они называются главными?
- Объясните, какую роль выполняют в данных предложениях второстепенные члены?
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) называются главными, потому что именно они несут в себе основную смысловую нагрузку. Они образуются грамматическую основу предложения, которая позволяет понять его смысл.
Второстепенные члены поясняют главные и другие второстепенные члены предложения.
Напишите свой комментарий.