Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 138

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 138. Год 2019

Винительный падеж одушевлённых имён существительных

Номер 265.

Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.

Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 265
Задание к упражнению 265
Ответ:

И. п (есть) (кто?) белки, волки, мыши; (что?) книги, дома, вещи
Р. п. (нет) (кого?) белок  , волков, мышей; (чего?) книг  , домов, вещей
В. п. (вижу) (кого?) белок  , волков, мышей; (что?) книги, дома, вещи

  • Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?
  • Как определить падеж имён существительных с одинаковыми окончаниями?
Ответ:

    Одинаковые окончания имеют одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах, а также неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах.

    Чтобы определить падеж имен существительных с одинаковыми окончаниями, нужно воспользоваться словами — помощниками есть, нет, вижу и задать к существительному вопрос. Кроме того, можно заменить существительное во множественном числе существительным 1-го склонения в единственном числе и по окончанию определить падеж.
Например: я боюсь (кого?) волков (лису) — В. п.

Номер 266.

Прочитайте.

    1. Зимой не увидишь в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. 2. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горностаев, ласок, хорьков. 3. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев. 4. Что за чудо? Трескучий мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов-еловиков вывела зимой птенцов.

  • Какой темой можно объединить данные предложения? Найдите имена существительные в родительном и винительном падежах и объясните, как их различить.
  • Спишите третью группу предложений. Над именами существительными во множественном числе укажите падеж.
Ответ:

    Данные предложения можно объединить темой «Зимняя жизнь животных и птиц».

    Неодушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах отвечают на разные вопросы: чего? что?
    К одушевлённым именам существительным в родительном и винительном падежах мы задаём одинаковые вопросы: нет кого? вижу кого?
    Чтобы различить родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных, нужно воспользоваться приёмом подстановки существительного 1-го склонения единственного числа и по окончанию определить падеж.

В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц (В. п.), белок (В. п.) и зайцев (В. п.).

Синтаксический разбор
Она охотится на птиц, белок и зайцев.4.

Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть, задание 245. Синтаксический разбор
Синтаксический разбор:

Она охотится на птиц, белок и зайцев.4.

1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится о ней. Отвечает на вопрос «кто?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Она охотится. Отвечает на вопрос «что делает?». Это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: она охотится, а главные члены предложения: она охотится.
5. Охотится (на кого?) на птиц, белок и зайцев - однородные дополнения.
6. Значит, в предложении три словосочетания: охотится на птиц, охотится на белок, охотится на зайцев.
7. Записываю полный разбор предложения в тетрадь.

Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть, задание 245. Синтаксический разбор
Разбор слова по составу

Трескучий — прил.

Номер 267.

Прочитайте. Не правда ли, красивое предложение?

    Маленькие сосенки, держащие на ветках белые комья, напоминают играющих в снежки ребятишек.

Е. Русаков.

Ответ:

    Я согласен, что предложение очень красивое, автор использовал художественно-выразительные средства (метафору, сравнение), чтобы оно получилось таким эмоциональным.

  • Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных.
Ответ:

    Маленькие сосенки (И. п.), держащие на ветках белые комья (В. п.), напоминают играющих в снежки (В. п.) ребятишек (Р. п.).

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 138. Год 2023

Номер 270.

Рассмотрите рисунки. Определите их тему.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 138. Номер 270. Год 2023.
Ответ:

Тема: покупки.

  • Составьте по каждому рисунку диалог, который происходит между покупателем и продавцом. Употребите имена существительные множественного числа в родительном падеже.
Ответ:

Диалог по первому рисунку
     В магазине детской одежды я услышал такой диалог между матерью мальчика и продавцом:
     — Скажите, пожалуйста, у вас нет школьных костюмов подходящего размера на таких первоклассников, как мой сын? Из этих вариантов ни один не подходит.
     — К сожалению, на таких маленьких детей школьных костюмов не поступало, обычно первоклассники повыше ростом. Придётся вам заказывать форму в ателье, оно находится на втором этаже.
     — Придётся заказывать портнихе. Спасибо, что подсказали выход из положения.
     — Всего доброго, приходите к нам на следующий год.

Диалог по второму рисунку
     В магазине «Овощи и фрукты» появился молодой человек с большой хозяйственной сумкой и обратился к продавцу:
     — Мне, пожалуйста, два кочана капусты, пять килограммов помидоров, шесть килограммов яблок и семь килограммов апельсинов.
     — А унесёте? Ведь Ваша покупка будет весом более двадцати килограммов!
     — Не волнуйтесь! Я занимаюсь тяжёлой атлетикой и привык к нагрузкам.
     — Извините за любопытство, неужели Вы питаетесь только овощами и фруктами?
     — Нет, конечно! Спортсменам нужно съедать достаточное количество мяса и рыбы. А овощи и фрукты я отнесу в зоопарк, наша команда таким образом помогает содержать обезьян.
     — Какое благородное дело! Удачи Вам и спортивных побед!

Дательный, творительный, предложный падежи

Номер 271.

Прочитайте. Расшифруйте эту краткую запись.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 138. Номер 271. Год 2023.
  • Проверьте, действительно ли в данных падежах имена существительные в форме множественного числа имеют такие окончания. Для этого просклоняйте имена существительные ре́ки, луга́, моря́, сте́пи.
Ответ:

Д. п. (чему?) рекам, лугам, морям, степям
Т. п. (чем?) реками, лугами, морями, степями
П. п. (о чём?) о реках, лугах, морях, степях

Номер 272.

Прочитайте выразительно.

Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях3, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Н. Рубцов.

  • Определите основную мысль поэтических строк.
  • Спишите. Проверьте себя. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже. Почему они разные?
  • А какие ещё могут быть окончания у имён существительных в этом же падеже, но в единственном числе?
Ответ:

Основная мысль стихотворения Н. Рубцова: все люди любят первый снег.

Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

     Окончания имён существительных в предложном падеже разные, потому что существительные руслах, полях, селеньях употреблены в форме множественного числа, а существительные бору, ветру в единственном числе. Кроме того, существительные 1-го и 2-го склонения в единственном числе, в предложном падеже имеют окончание -е, а существительные 3-го склонения -и.

Разбор слова как части речи:

(В) полях — сущ., (где? в чем?), н. ф. — поле, нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл., в П. п., во мн. ч., вт. чл.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх