Номер 265.
Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.
И. п (есть) (кто?) белки, волки, мыши; (что?) книги, дома, вещи
Р. п. (нет) (кого?) белок , волков, мышей; (чего?) книг , домов, вещей
В. п. (вижу) (кого?) белок , волков, мышей; (что?) книги, дома, вещи
Одинаковые окончания имеют одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах, а также неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах.
Чтобы определить падеж имен существительных с одинаковыми окончаниями, нужно воспользоваться словами — помощниками есть, нет, вижу и задать к существительному вопрос. Кроме того, можно заменить существительное во множественном числе существительным 1-го склонения в единственном числе и по окончанию определить падеж.
Например: я боюсь (кого?) волков (лису) — В. п.
Номер 266.
Прочитайте.
1. Зимой не увидишь в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. 2. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горностаев, ласок, хорьков. 3. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев. 4. Что за чудо? Трескучий мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов-еловиков вывела зимой птенцов.
Данные предложения можно объединить темой «Зимняя жизнь животных и птиц».
Неодушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах отвечают на разные вопросы: чего? что?
К одушевлённым именам существительным в родительном и винительном падежах мы задаём одинаковые вопросы: нет кого? вижу кого?
Чтобы различить родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных, нужно воспользоваться приёмом подстановки существительного 1-го склонения единственного числа и по окончанию определить падеж.
В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц (В. п.), белок (В. п.) и зайцев (В. п.).
Синтаксический разбор
Она охотится на птиц, белок и зайцев.4.
Она охотится на птиц, белок и зайцев.4.
1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится о ней. Отвечает на вопрос «кто?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Она охотится. Отвечает на вопрос «что делает?». Это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: она охотится, а главные члены предложения: она охотится.
5. Охотится (на кого?) на птиц, белок и зайцев - однородные дополнения.
6. Значит, в предложении три словосочетания: охотится на птиц, охотится на белок, охотится на зайцев.
7. Записываю полный разбор предложения в тетрадь.
Трескучий — прил.
Номер 267.
Прочитайте. Не правда ли, красивое предложение?
Маленькие сосенки, держащие на ветках белые комья, напоминают играющих в снежки ребятишек.
Е. Русаков.
Ответ:Я согласен, что предложение очень красивое, автор использовал художественно-выразительные средства (метафору, сравнение), чтобы оно получилось таким эмоциональным.
Маленькие сосенки (И. п.), держащие на ветках белые комья (В. п.), напоминают играющих в снежки (В. п.) ребятишек (Р. п.).
Номер 270.
Рассмотрите рисунки. Определите их тему.
Тема: покупки.
Диалог по первому рисунку
В магазине детской одежды я услышал такой диалог между матерью мальчика и продавцом:
— Скажите, пожалуйста, у вас нет школьных костюмов подходящего размера на таких первоклассников, как мой сын? Из этих вариантов ни один не подходит.
— К сожалению, на таких маленьких детей школьных костюмов не поступало, обычно первоклассники повыше ростом. Придётся вам заказывать форму в ателье, оно находится на втором этаже.
— Придётся заказывать портнихе. Спасибо, что подсказали выход из положения.
— Всего доброго, приходите к нам на следующий год.
Диалог по второму рисунку
В магазине «Овощи и фрукты» появился молодой человек с большой хозяйственной сумкой и обратился к продавцу:
— Мне, пожалуйста, два кочана капусты, пять килограммов помидоров, шесть килограммов яблок и семь килограммов апельсинов.
— А унесёте? Ведь Ваша покупка будет весом более двадцати килограммов!
— Не волнуйтесь! Я занимаюсь тяжёлой атлетикой и привык к нагрузкам.
— Извините за любопытство, неужели Вы питаетесь только овощами и фруктами?
— Нет, конечно! Спортсменам нужно съедать достаточное количество мяса и рыбы. А овощи и фрукты я отнесу в зоопарк, наша команда таким образом помогает содержать обезьян.
— Какое благородное дело! Удачи Вам и спортивных побед!
Номер 271.
Прочитайте. Расшифруйте эту краткую запись.
Д. п. (чему?) рекам, лугам, морям, степям
Т. п. (чем?) реками, лугами, морями, степями
П. п. (о чём?) о реках, лугах, морях, степях
Номер 272.
Прочитайте выразительно.
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях3, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Н. Рубцов.
Основная мысль стихотворения Н. Рубцова: все люди любят первый снег.
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Окончания имён существительных в предложном падеже разные, потому что существительные руслах, полях, селеньях употреблены в форме множественного числа, а существительные бору, ветру в единственном числе. Кроме того, существительные 1-го и 2-го склонения в единственном числе, в предложном падеже имеют окончание -е, а существительные 3-го склонения -и.
(В) полях — сущ., (где? в чем?), н. ф. — поле, нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл., в П. п., во мн. ч., вт. чл.
Напишите свой комментарий внизу страницы.