Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 122
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 229.
Прочитайте синонимы. Что обозначает каждое из данных слов?
арена — манеж
узор — рисунок
отец — папа
экипаж — команда
искренность — душевность — сердечность
Арена — круг посредине цирка, где даются представления.
Манеж — большое закрытое помещение для спортивных игр, для занятий гимнастикой, легкой атлетикой. Место или специальное большое здание для верховой езды и конных упражнений.
Узор — рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней.
Рисунок — нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем.
Отец — мужчина-родитель по отношению к своим детям.
Папа — отец (обычно в речи детей)
Экипаж — в авиации и воздухоплавании, в морском деле, военное: команда корабля, самолета, танка.
Команда — группа связанных чем-нибудь людей.
Искренность — честность, правдивость, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека.
Душевность — качество характера, проявляющееся в искренности, доброте по отношению к кому-либо.
Сердечность — душевность, доброта, теплота отношения.
- Поставьте данные имена существительные в форму предложного падежа с предлогом о или об. Запишите их.
- Составьте предложение с любым из данных слов.
Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце, о папе, об экипаже, о команде, об искренности, о душевности, о сердечности.
Я написал интересное сочинение об отце.
Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.
Номер 230.
Прочитайте.
На солнц.. тёмный лес зардел,
В долин.. пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазур.. жаворонок звонкий.
В. Жуковский.
- Какое время года вам напомнили эти строки? Что вы представили?
- Какое окончание: -е или -и — пропущено в каждом из имён существительных? Объясните свой ответ.
- Задайте смысловой вопрос к именам существительным в предложном падеже. Какое дополнительное значение придаёт им данная падежная форма?
- Запишите поэтические строки по памяти. Проверьте себя.
- Укажите падеж имён существительных.
Читая строки из стихотворения В. Жуковского, я представил весеннее утро, когда взошло солнце и окрасило в красный цвет вершины деревьев. Внизу, в долине, земля окутана влажным паром подсыхающей земли. Слышно пение уже вернувшихся из теплых краёв жаворонков. Все это — приметы наступившей весны.
На солнце, в долине, в лазури.
(Где?) на солнце, (где?) в долине, (где?) в лазури.
Данные имена существительные употреблены в предложном падеже и выполняют в предложениях роль обстоятельства.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
На солнце (П. п.), в долине (П. п.), в лазури (П. п.), лес (И. п.), пар (И. п.), песню (В. п.), жаворонок (И. п.).
У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
дуб — на ду́бе и на дубу́,
отпуск — в о́тпуске и в отпуску́,
чай — в ча́е и в чаю́.
Номер 235.
Прочитайте.
Думал о (мать, дочь); работал в (библиотека, аптека); работал на (завод, пристань); лежал на (диван, кровать); спал в (колыбель, кроватка); был в (зоопарк, цирк); катался на (велосипед, лошадь).
- Запишите по образцу сочетания слов, употребляя имена существительные из скобок в форме предложного падежа.
- Выделите падежные окончания имён существительных, укажите их склонение. Проверьте себя.
Думал о матери (3-е скл.), о дочери (3-е скл.); работал в библиотеке (1-е скл.), в аптеке (1-е скл.); работал на заводе (2-е скл.), на пристани (3-е скл.); лежал на диване (2-е скл.), на кровати (3-е скл.); спал в колыбели (3-е скл.), в кроватке (1-е скл.), был в зоопарке (2-е скл.), в цирке (2-е скл.); катался на велосипеде (2-е скл.), на лошади (3-е скл.).
Имена существительные мать и дочь в единственном числе имеют во всех падежах, кроме именительного и винительного, суффикс -ер-:
матери, дочери.
Номер 236.
Прочитайте.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В уша́т.., в коры́т.., в лоха́н..,
В реке, в ручейке, в океан.., —
И в ва́нн.., и в бан..
Всегда и везде.
Вечная слава воде!
К. Чуковский
- Есть ли различие в лексическом значении выделенных слов? Объясните свой ответ. Уточните значение выделенных слов по толковому словарю или в Интернете.
- Объясните написание слов с пропущенными окончаниями.
- Спишите, вставляя пропущенные падежные окончания. Проверьте себя.
Ушат — кадка с двумя ушами (боковыми дощечками) на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения.
Корыто — большая продолговатая посудина для стирки белья и других хозяйственных надобностей, делавшаяся ранее из расколотого пополам и выдолбленного бревна.
Лохань — деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями, предназначенный для различных хозяйственных надобностей (сливания воды, мытья посуды и т. п.)
Ванна — большой продолговатый сосуд, предназначенный для мытья, купания.
Общее в лексическом значении этих слов то, что все они представляют собой емкость, в которую можно наливать воду. Различия связаны с размером, формой, материалом, из которого могут быть изготовлены эти предметы.
Давайте же (что делать?) мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате (2-е скл., П. п.), в корыте (2-е скл., П. п.), в лохани (3-е скл., П. п),
В реке, в ручейке, в океане (2-е скл., П. п.), —
И в ванне (1-е скл., П. п.), и в бане (1-е скл., П. п.)
Всегда и везде.
Вечная слава воде!
Напишите свой комментарий.