Номер 201.
Прочитайте. Запишите данные имена существительные в указанных падежах.
И. п. (есть) кто? лиса осёл конь мышь
Р. п. (нет) кого? лисы осла коня мыши
В. п. (вижу) кого? лису осла коня мышь
Одинаковые (нулевые) окончания в именительном падеже имеют существительные мужского рода 2-го склонения и существительные 3-го склонения, а также имена существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах.
При распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют прием их замены существительными 1-го склонения в этих же падежах, так как окончания в этом случае разные. По окончанию имени существительного 1-го склонения легко отличить родительный падеж от винительного. Например:
нет (кого? тигра (лисы) — Р. п.
вижу (кого?) тигра (лису) — В. п.
Надо запомнить окончания у существительных 1-го склонения:
Р. п. -ы, -и
В. п. -у, -ю
Номер 202.
Прочитайте.
О труде хлебороба
Все колосья поют.
Значит, это особый,
Замечательный труд.
П. Синявский.
Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба радуй,
Добрый урожай!
В. Симоненко.
Чтобы определить падеж имени существительного хлебороб, воспользуюсь приёмом его замены существительным 1-го склонения и по окончанию узнаю падеж.
О труде хлебороба (2-е скл.) — о труде учительницы (1-е скл.) — Р. п.
Радуй хлебороба (2-е скл.) — радуй учительницу (1-е скл.) — В. п.
О труде хлебороба (Р. п.)
Все колосья поют.
Значит, это особый,
Замечательный труд.
П. Синявский.
Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба (В. п.) радуй,
Добрый урожай!
В. Симоненко.
Номер 203.
Прочитайте ещё раз стихотворения из упр. 202.
О труде хлебороба
Все колосья поют.
Значит, это особый,
Замечательный труд.
П. Синявский.
Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба радуй,
Добрый урожай!
В. Симоненко.
Хлебороб — крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.
Хлеборобами называют людей, которые выращивают хлеб. Образовалось от слов «хлеб» и «работа». Этим словом можно назвать и агронома, и тракториста, и комбайнера. Они все делают общую работу, чтобы вырастить хлеб.
В гостях у хлебороба
Недавно я и мои одноклассники побывали в гостях у хлебороба. Ко Дню пожилого человека мы с ребятами приготовили поздравительные открытки и сувениры, разделились на группы и пошли поздравлять ветеранов.
И вот мы в гостях у Николая Ивановича, который всю жизнь работал комбайнером в колхозе. Он радушно встретил нас и пригласил в комнату.
Мы поздравили Николая Ивановича с праздником и попросили рассказать о работе на земле. Какая это была интересная беседа! Николай Иванович подробно объяснил устройство комбайна, рассказал, как важно в короткие сроки убрать созревшую пшеницу, чтобы ее не намочил осенний дождь. Вот поэтому в период уборки урожая комбайнеры работали даже ночью, мужественно справляясь с усталостью. Каждый хотел намолотить как можно больше качественного зерна и занять первое место в трудовом соревновании, это было очень почётно. Ветеран достал из шкафа альбом с фотографиями и коробочку с наградами. Оказывается, Николаю Ивановичу за доблестный труд были вручены два ордена. На фотографиях мы увидели комбайнера в кабине своего степного корабля. Его лицо и руки были тёмными от загара и пыли, но глаза светились радостью.
Мы долго расспрашивали земледельца о его трудовых буднях, и он с удовольствием отвечал на наши вопросы. Встреча с ветераном была очень интересной и надолго запомнилась всем ребятам. Мы рады, что побывали в гостях у хлебороба.
Номер 208.
Прочитайте.
1. Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт1. (А. Пушкин) 2. Куртка шофёра пахнет бензином.4 (Дж. Родари) 3. Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли... (А. Барто) 4. Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил. (И. Демьянов) 5. Тут Иван с конька слезает... (П. Ершов)
Чтобы определить падеж одушевлённого имени существительного мужского рода 2-го склонения, воспользуюсь приёмом его замены существительным 1-го склонения и по окончанию узнаю падеж.
Спишем предложения (три на выбор):
1. Лебедь около плывёт, злого коршуна (птицу — В. п.) клюёт. 2. Куртка шофёра (Васи — Р. п.) пахнет бензином. 3. Мы не заметили жука (бабочки — Р. п.) и рамы зимние закрыли... 4. Карп Карлыч у Карла (у Коли — Р. п.) Карпыча карпа (курицу — В. п.) купил. 5. Тут Иван с конька (с лисы — Р. п.) слезает.
Устно:
Куртка шофёра пахнет бензином.4
Даю характеристику предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ и второстепенных членов предложения: повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Запишем разбор в тетрадь:
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными членами)
Словосочетания: куртка (кого?) шофёра, пахнет (чем?) бензином.
Клюёт — [кл'уй'о́т] — 2 слога
к — [к] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
л — [л'] — согл., звонк. непарн., сонорн., мягк. парн.
ю — [у] — гласн., безударн.
ё — [й'] — согл., звонк. непарн., сонорн., мягк. непарн.
— [о́] — гласн., ударн.
т — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
Номер 209.
Прочитайте.
Кв..ртира, агр..ном, пш..ница, инж..нер, в..кзал, г..рой, вторн..к, х..зя..н, р..машка, с..лдат, в..рона, ш..фёр1, б..седа, г..р..зонт, ..тец, ч..л..век, т..л..фон, дев..чка, учит..ль, тр..мвай1, тр..кт..рист, к..мбайн..р.
Шофёр [шаф'о́р] — 2 слога.
ш — [ш] — согл. глух. парн., твёрд. непарн., шипящий
о — [а] — гласн., безуд.
ф — [ф'] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ё — [о́] — гласн., ударн.
р — [р] — согл., звонк. непарн.,сонорн., твёрд. парн.
Номер 210.
Прочитайте.
Рассказ учителя, портрет ... , испугал ... , испугался ... , увидел ... , дом ... , чириканье ... , подвиг ... , спросил ... , подарок для ... .
Рассказ учителя (Р. п.), портрет комбайнёра (Р. п.), испугал хозяина (В. п.), испугался шофёра (Р. п.), увидел солдата (В. п.), дом инженера (Р. п.), подвиг героя (Р. п.), спросил учителя (В. п.), подарок для отца (Р. п.).
К слову «чириканье» нельзя подобрать подходящую пару (одушевлённое существительное 2-го склонения из упр. 209).
Напишите свой комментарий внизу страницы.