Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 109

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 1.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 109. Год 2019

Номер 196.

Прочитайте. Замените в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из или без предлога в форме родительного падежа.

    Вишнёвый компот — компот из вишни (1-е скл.), морковный сок — ... , земляничный кисель — ... , клюквенный морс — ... .

    Медвежья берлога — ..., волчье логово — ..., беличье дупло — ..., ласточкино гнездо — ..., мышиная нора — ... .

Ответ:

    Вишнёвый компот — компот из вишни, морковный сок — сок из моркови, земляничный кисель — кисель из земляники, клюквенный морс — морс из клюквы.

    Медвежья берлога — берлога медведя, волчье логово — логово волка, беличье дупло — дупло белки, ласточкино гнездо — гнездо ласточки, мышиная нора — нора мыши.

  • Запишите. Выделите падежные окончания имён существительных в родительном падеже, укажите склонение.
  • Что обозначают выделенные слова?
Ответ:

    Вишнёвый компот — компот из вишни (1-е скл.), морковный сок — сок из моркови (3-е скл.), земляничный кисель — кисель из земляники (1-е скл.), клюквенный морс — морс из клюквы (1-е скл.).

    Медвежья берлога — берлога медведя (2-е скл.), волчье логово — логово волка (2-е скл.), беличье дупло — дупло белки (1-е скл.), ласточкино гнездо — гнездо ласточки (1-е скл.), мышиная нора — нора мыши (3-е скл.).

Компот — сладкий напиток из сваренных в воде фруктов, сухофруктов, ягод.
Сок — жидкий пищевой продукт, полученный в результате отжима съедобных спелых плодов овощных или фруктовых культур.
Кисель — полужидкий напиток или желеобразное блюдо, которое готовится из фруктов и ягод, как свежих, так и сушеных, из варенья, сиропов, молока.
Морс — прохладительный напиток из разбавленного водой сока ягод или плодов.
Берлога — зимовочное укрытие медведя в естественных условиях.
Ло́гово — углубление в земле, являющееся жилищем зверя.
Дупло — пустота, отверстие в стволе дерева, образовавшееся на месте выгнившей древесины.
Гнездо — место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов.
Нора — вырытое под землей диким животным углубление с ходом (ходами) наружу, служащее ему жильем.

Разбор слова

Морковный — прил.

Номер 197.

Прочитайте.

    Урожай чая — чашка чаю, сбор мёда — килограмм мёду, производство сыра — кусочек сыру, посевы гороха — горсть гороху, вкус кваса — бутылка квасу.

  • В чём сходство и различие выделенных имён существительных в каждой паре словосочетаний?
Ответ:

    Сходство имён существительных в каждой паре в том, что все они в форме родительного падежа единственного числа и относятся к мужскому роду, ко 2-му склонению, а их различие проявляется в окончаниях.

Обратите внимание!

В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием () окончание (). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 109. Год 2023

Номер 202.

Прочитайте.

    Урожай чая — чашка чаю, сбор мёда — килограмм мёду, производство сыра — кусочек сыру, посевы гороха — горсть гороху, вкус кваса — бутылка квасу.

  • В чём сходство и различие выделенных имён существительных в каждой паре словосочетаний?
Ответ:

Сходство имён существительных в каждой паре в том, что все они в форме родительного падежа единственного числа и относятся к мужскому роду, ко 2-му склонению, а их различие проявляется в окончаниях.

Обратите внимание!

В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием () окончание (). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Номер 203.

Прочитайте.

     Пришёл из (библиотека), письмо от (дедушка Вася), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженер), открытка для (бабушка Оля).

  • Составьте и запишите сочетания слов, употребляя имена существительные из скобок в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имён существительных, выделите их падежные окончания.
Ответ:

Пришёл из библиотеки (1-е скл.), письмо от дедушки (1-е скл.) Васи (1-е скл.), житель Сибири (3-е скл.), ветер с пустыни (1-е скл.), покупка мебели (3-е скл.), спросил у инженера (2-е скл.), открытка для бабушки (1-е скл.) Оли (1-е скл.).

Номер 204.

Прочитайте начало предложений. Объясните, какие падежные окончания пропущены в словах.

     1. У корней ел.. ... . 2. Цветы сирен.. ... . 3. Из-за болезн.. ... . 4. Почему у ёлочк.. ... ? 5. Для Кат.. и Жен.. бабушка ... . 6. От лесной сторожк.. до деревн.. ... . 7. Около изгород.. ... .

Ответ:

Пропущены окончания существительных в родительном падеже.

  • Составьте и запишите предложения по данному началу.
  • Укажите склонение над именами существительными в родительном падеже. Выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Ответ:

У корней ели земля усыпана сухой хво́ей. Цветы сирени красивы и душисты. Из-за болезни мой друг пропустил много уроков в школе. Почему у ёлочки зимой на снегу много следов зверей? Для Кати и Жени бабушка испекла пирожки. От лесной сторожки до деревни было недалеко. Около изгороди мама посадила ромашки.

У корней ели (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) земля усыпана сухой хво́ей.
Цветы сирени (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) красивы и душисты.
Из-за болезни (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) мой друг пропустил много уроков в школе.
Почему у ёлочки (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) зимой на снегу много следов зверей?
Для Кати (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) и Жени (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) бабушка испекла пирожки.
От лесной сторожки (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) до деревни (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) было недалеко.
Около изгороди (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) мама посадила ромашки.

Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо определить по вопросу (и предлогу, если он есть) падеж, по начальной форме (И. п. ед. ч.) узнать склонение, а затем вспомнить, какое окончание нужно написать. Можно воспользоваться приемом подстановки имени существительного того же склонения с ударным окончанием.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.