Номер 91.
Прочитайте. Вставьте в предложения слово конь, употребив его в нужном падеже.
1. Запряги…! 2. Не гони… кнутом. 3. Сними с … уздечку! 4. ..легко дрессировать. 5. Возраст… определяют по зубам. 6. Расскажи мне про …
1. Запряги коня! 2. Не гони коня кнутом. 3. Сними с коня уздечку! 4. Коня легко дрессировать. 5. Возраст коня определяют по зубам. 6. Расскажи мне про коня.
Слово конь – одушевленное существительное мужского рода. И в винительном, и в родительном падеже слово пишется и звучит одинаково, а потому определить падеж было сложно. Но если заменить слово конь словом лиса (женский род), то определить падеж становится легче, ведь окончание меняется, а по нему и определяют падеж.
Например, запряги коня-непонятно, а запряги лису – становится ясно.
1. Запряги коня! (лису – В. п) 2. Не гони коня (лису – В. п.) кнутом. 3. Сними с коня (лисы – Р. п.) уздечку! 4. Коня (лису – В. п.) легко дрессировать. 5. Возраст коня (лисы – Р. п.) определяют по зубам. 6. Расскажи мне про коня (лису – В. п.).
Для того, чтобы определить падеж нужно было заменить существительное мужского рода, существительным женского рода, например, лиса. Тогда по окончанию можно легко узнать падеж имени существительного.
Номер 92.
Прочитайте слова и признаки трёх падежей.
озеро заяц
1. Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет.
Член предложения: подлежащее.
2. Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про.
3. Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из.
1. Именительный падеж: озеро, заяц – подлежащее.
2. Винительный падеж: озеро, зайца – дополнение.
3. Родительный падеж: озера, зайца – дополнение.
Неодушевленное:
В.п.
1) Я хочу на озеро.
И.п.
2) Озеро раскинулось далеко до горизонта.
Одушевленное:
Р.п.
1) Зайца на полянке уже не было, когда Маша обернулась.
В.п.
2) В кустах Маша заметила зайца.
Обратите внимание!
Сравнение может быть выражено именем существительным в творительном падеже.
Номер 92.
Прочитайте.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймо́й
Распустились кисти
Белой бахромо́й.
С. Есенин
Под окном, снегом, серебром, каймой, бахромой.
Определить творительный падеж мне помогли вопросы: кем? чем?
Точно серебром; снежною каймой, белой бахромой.
Все сравнения выражены именами существительными в творительном падеже.
Номер 93.
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Как художнику удалось передать приближение весны и время суток – полдень?
Картина полна света и воздуха. Пространства на ней столько, что можно утонуть. Тени с каждым днем все длиннее, а это говорит о том, что день удлиняется, а ночь становится короче. Это и говорит о приближении весны.
Снег на крышах деревенских домиков тает, совсем скоро появятся и проталинки, куда поспешат куры да петухи в поисках пищи.
Хвойный лес уже не кажется таким темным, и светится изнутри. Совсем скоро наступит весна. Мне очень понравилась картина, потому что Юон смог так чётко передать все признаки приближающейся весны, пробуждения природы от зимнего сна и рождения чего-то нового.
«Весна приходит»
На картине Константина Фёдоровича Юона изображена самая настоящая русская деревня, точнее, окраина деревни. Снежная поляна тонет в лучах солнечно света. Его много, он заполняет собой все пространство, потому что день с каждым днем становится длиннее, солнышко поднимается над горизонтом все выше и голубые тени от этого длиннее. Они устилают собой сверкающий снег на дне оврага.
Холмы, поросшие густым лесом, уже не кажутся такими темными и страшными.
Потому что воздуха меж холодными стволами спящих елей и сосен становится больше из-за тающего снежка.
Поленница дров на заднем дворе купается в лучах солнца, а неподалеку гуляют куры да петух. Скоро появятся проталинки, и они отправятся туда на поиски пищи. Неподалеку от птиц стройной колонной движется группа лыжников.
Мне очень понравилась картина, потому что Юон смог так чётко передать все признаки приближающейся весны, пробуждения природы от зимнего сна и рождения чего-то нового.
окраина деревни, снежная поляна, овраг; холмы, поросшие густым лесом; забор, поле́нница дров, солнечные лучи, стройные берёзы, зелёные ели, голубые тени по снегу, мягкий по́ристый снег, прота́лины, куры, красивый петух, группа лыжников.
Обратите внимание! Сравнение может быть выражено именем существительным в творительном падеже.
Напишите свой комментарий внизу страницы.