Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 44
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 72.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
И грустно и радостно
Странный в с…нтябре лес – в нем рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…ленная тр…винка. Поблекшие травы и зацв…тающие цв…ты. Сверкающий ин…й и бабочки. Тёплое солнце и х…лодный вет…р.
Увядание и расцветает.
Песни и т…шина.
И грустно и радостно!
Н. Сладков
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Жёлтый лист и зеленная травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцветает.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!
- Почему текст так называется? А какое настроение вызывает осень у вас?
Текст называется «И грустно и радостно», потому что именно эти чувства мы испытываем осенью, ведь ее красота поражает нас, а приближение зимы – угнетает, потому что холодно и солнца мало.
Осень меня огорчает, хочется грустить, потому что дождь, слякоть, постепенно холодает. Хочется солнца, а его становится всё меньше и меньше, постепенно оно перестает греть.
- Какое слово в тексте имеет значение «необычный», а какое – «потерявший свежесть и яркость»?
Необычный – странный
Потерявший свежесть и яркость – поблекший
- Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? Подчеркните антонимы.
Антонимы:
Весна и осень, жёлтый и зеленый, поблекшие и зацветающие, теплый и холодный, увядание и расцвет, песни и тишина, грустно и радостно.
Они употреблены в тексте для того, чтобы показать контраст весны и осени, потому что весна – время расцвета, а осень – увядания. Т.е. эти сезоны противоположны, а, значит для этого и использованы антонимы.
Номер 73.
Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках.
1. С моря дул студеный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).
Ответ:1. С моря дул холодный ветер. 2. В синем небе ярко сияют звёзды. 3. Стояло знойное лето. 4. По улице промчалась пожарная машина.
- Запишите предложения. Объясните свой выбор синонимов.
1. С моря дул холодный ветер. (студёный – значит, очень морозный, а прохладный – слабая выраженность признака. Тогда, выбираю холодный). 2. В синем небе ярко сияют звёзды. (сверкают, значит, переливаются всеми цветами, блестят, поэтому глагол мигает – не подходит, тогда выбираю – сияют) 3. Стояло знойное лето. (жаркое - значит, невыносимо теплое, поэтому прилагательное безоблачное – не подходит, ведь это совершенно друга характеристика. Тогда, выбираю прилагательное знойное) 4. По улице промчалась пожарная машина. (пронеслась, значит, проехала очень быстро, а не просто проехала. Тогда, выбираю глагол – промчалась).
При употреблении синонимов важно помнить о том, что степень выраженности признака должна совпадать.
- Разберите первое предложение по членам предложения.
С моря дул холодный ветер.
1. Прочитайте предложение: с моря дул холодный ветер.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чем говорится в предложении? (о ветре) В предложении слово ветер отвечает на вопрос что? значит, слово ветер– подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о ветре? (дул). Слово дул отвечает на вопрос что делал? Значит, что дул – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – ветер и дул – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Дул (где?) с моря – уточняет сказуемое
Ветер (какой) холодный – уточняет подлежащее
Номер 74.
Прочитайте. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы – антонимы.
1. Быстрый, доктор, охранять, интересный, говорить, лётчик, душистый, красный, зябнуть.
2. Горький, начинать, редкий, ссора, острый, вредный, смеяться, близкий.
1. Синонимы:
Быстрый – скорый,
доктор – врач,
охранять – защищать,
интересный - занимательный,
говорить – болтать,
лётчик – пилот,
душистый – ароматный,
красный – алый,
зябнуть – мёрзнуть.
2. Антонимы:
Горький – сладкий,
Начинать – заканчивать,
Редкий – частый,
Ссора – перемирие,
Острый – сладкий или острый - тупой,
Вредный – полезный,
Смеяться – плакать,
Близкий – далёкий.
- Проверьте себя по словарям учебника (с. 154 – 155)
Номер 73.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
И грустно и радостно
Странный в с..нтябре лес – в нём рядом в..сна и ос..нь. Ж..лтый лист и з..лёная тр..винка. Поблёкшие травы и зацв..тающие цв..ты. Сверкающий ин..й и бабочки. Тёплое солнце и х..лодный вет..р.
Увядание и расцвет.
Песни и т..шина.
И грустно и радостно!
Н. Сладков
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Жёлтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцветает.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!
- Почему текст так называется? А какое настроение вызывает осень у вас?
- Какое слово в тексте имеет значение «необычный», а какое – «потерявший свежесть и яркость»?
- Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? Подчеркните антонимы.
Текст называется «И грустно и радостно», потому что именно эти чувства мы испытываем осенью, ведь ее красота поражает нас, а приближение зимы – угнетает, потому что холодно и солнца мало.
Осень меня огорчает, хочется грустить, потому что дождь, слякоть, постепенно холодает. Хочется солнца, а его становится всё меньше и меньше, постепенно оно перестает греть.
Необычный – странный
Потерявший свежесть и яркость – поблекший.
Антонимы:
Весна и осень, жёлтый и зелёный, поблекшие и зацветающие, тёплый и холодный, увядание и расцвет, песни и тишина, грустно и радостно.
Антонимы употреблены в тексте для того, чтобы показать контраст весны и осени, потому что весна – время расцвета, а осень – увядания.
Номер 74.
Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках.
1. С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный).4 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).
Ответ:1. С моря дул холодный ветер. 2. В синем небе ярко сияют звёзды. 3. Стояло знойное лето. 4. По улице промчалась пожарная машина.
- Запишите предложения. Проверьте себя. Объясните свой выбор синонимов.
1. С моря дул холодный ветер. (студёный – значит, очень морозный, а прохладный – слабая выраженность признака. Тогда выбираю холодный). 2. В синем небе ярко сияют звёзды. (сверкают, значит, переливаются всеми цветами, блестят, поэтому глагол мигает – не подходит, тогда выбираю – сияют) 3. Стояло знойное лето. (жаркое – значит, невыносимо теплое, поэтому прилагательное безоблачное — не подходит, ведь это совершенно другая характеристика. Тогда выбираю прилагательное знойное) 4. По улице промчалась пожарная машина. (пронеслась, значит, проехала очень быстро, а не просто проехала. Тогда выбираю глагол – промчалась).
1. Прочитаем предложение: С моря дул холодный ветер.
2. Найдём подлежащее. Поставим вопрос: о чём говорится в предложении? (О ветре.) В предложении слово ветер отвечает на вопрос что? Значит, слово ветер – подлежащее. Подчеркнём подлежащее одной чертой.
3. Найдём сказуемое. Поставим вопрос: что говорится о подлежащем, о ветре? (дул.) Слово дул отвечает на вопрос что делал? (Ветер (что делал?) дул.) Значит, слово дул – сказуемое. Подчеркнём сказуемое двумя чертами.
4. Сделаем вывод: подлежащее (ветер) и сказуемое (дул) – это главные члены предложения.
5. Найдём второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставим от подлежащего вопрос: ветер (какой?) холодный. Найдём второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставим вопрос от сказуемого: дул (откуда?) с моря.
6. Сделаем вывод: в предложении два словосочетания: ветер (какой?) холодный, дул (откуда?) с моря.
Номер 75.
Прочитайте. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы – антонимы.
1. Быстрый, доктор, охранять, интересный, говорить, лётчик, душистый, красный, зябнуть.
2. Горький, начинать, редкий, ссора, острый, вредный, смеяться, близкий.
1. Синонимы:
Быстрый – скорый,
доктор – врач,
охранять – защищать,
интересный – занимательный,
говорить – болтать,
лётчик – пилот,
душистый – ароматный,
красный – алый,
зябнуть – мёрзнуть.
2. Антонимы:
Горький – сладкий,
Начинать – заканчивать,
Редкий – частый,
Ссора – перемирие,
Острый – сладкий или острый – тупой,
Вредный – полезный,
Смеяться – плакать,
Близкий – далёкий.
- Проверьте себя по словарям учебника (с. 152 – 153).
Напишите свой комментарий.