Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 37

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 3 класс учебник Канакина 1 часть страница 37

Номер 61.

Прочитайте.

Усталое солнце по небу гуляет.4
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.4
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
А. Громова

  • Какое настроение вызывают эти стихи?
  • Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.
Ответ:

Настроение, передаваемое данным строками спокойное, умиротворенное. Солнце бродит по небу, тучи заполняют его. Берёза спит, полное безветрие. Ветер спит на полях пшеницы.

Усталое солнце по небу гуляет.4
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.4
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Ленивая туча над лесом скучает.
Словосочетания: туча (какая?) ленивая, скучает (где?) над лесом.
Усталое солнце по небу гуляет4.
В предложении говорится о солнце, значит, что это подлежащее. Что говорится о солнце — оно гуляет. Значит, гуляет — сказуемое. Тогда, грамматическая основа — солнце гуляет.
Солнце (какое?) усталое — поясняет подлежащее.
Гуляет (где?) по небу — поясняет сказуемое.
На сонной берёзе щебечут синицы4.
В предложении говорится о синицах, значит, это подлежащее. Что говорится о синицах — они щебечут. Значит, щебечут — сказуемое. Тогда, грамматическая основа — синицы щебечут.
Берёзе (какой?) сонной — уточняет существительное.
Щебечут (где?) на берёзе — уточняет подлежащее.

Номер 62.

Прочитайте.

1. Солнце скрылось; вечернее солнце; скрылось за деревьями.
2. Чёрный дятел; дятел уселся; уселся на ствол; на ствол сосны.
3. Он долбил; долбил звонко; долбил дерево; сухое дерево.

  • Какие пары слов составляют предложение, а какие — словосочетания? Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову.
  • Составьте и запишите предложение из данных пар слов. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
Ответ:

     Глагол и существительное, которые являются сказуемым и подлежащим, т.е. грамматической основой, словосочетанием не является.
     Значит, пары слов, которые являются предложениями:
1. Солнце скрылось
2. Дятел уселся
3. Он долбил
     Пары слов, которые не являются предложениями, а просто — словосочетаниями:

Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть, страница 37,  задание 62

1. Вечернее солнце скрылось за деревьями.
2. Чёрный дятел уселся на ствол сосны.
3. Он звонко долбил сухое дерево.

Номер 63.

Рассмотрите в «картинной галерее» учебника репродукции. Картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».

  • Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? Её берега? Заливные луга, уходящие к горизонта? Деревья и их осенний наряд? Землю?
  • Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?
  • Составьте небольшой текст по картине. Запишите составленный текст.
Ответ:

     На картине изображена широкая река, обе стороны которой плотно заросли деревьями, окрашенными во все цвета палитры художника: охра, золотой, красный, зеленый.
     Бескрайние луга уходят к горизонту, сливаясь с небом, а на переднем плане — тропинка, ведущая путника вперед.
     Земля постепенно покрывается ковром из листьев, которые шуршат и танцуют на ветру.

    Действительно, кажется, что художник стоял на склоне высокого холма, создавая эту работу. Он рассмотрел всё до самого горизонта и сумел передать всё на своей картине.
    Особенно мне запомнился лес, который занимает берега, плавно переходя в бескрайние зелёные луга.

«Золотая осень, золотая»
     «Золотая осень» — картина В.Д.Поленова , написанная в 1893 году изображает красоту осени, как медленно она подступает и захватывает: луга, поля, леса, окрашивая всё в причудливые теплые цвета.
     На картине изображен ясный осенний день. Теплое солнце окрашивает всё в золотые цвета, которыми переполнена картина. Всё тонет в золоте: луга и леса, каждое деревцо постепенно желтеет, прощаясь с изумрудной листвой до следующей весны.
     Картина полна света и воздуха. Вдаль уходит река, причудливым изгибом, вода спокойна. Полное безветрие. На ее глади расплываются отражения деревьев.
     Но не все среди них золотые, есть и вечнозелёные сосны, покрывающие крутые берега. А тропинка на переднем плане петляет между высокой травы и уходит вдаль, уводя за собой путника.
     На горизонте видна деревенька. Художник смог её увидеть, потому что смотрел на всё сверху, расположив свой мольберт на склоне высокого холма.
     Мне очень понравилась эта картина. Художник мастерски передал атмосферу наступающей осени: золото листвы, спокойная вода, ковры из листьев, бескрайние луга.

Обратите внимание!

Теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам предложения (см. памятку 2, с. 144).

Памятка 2

Как разобрать предложение по членам предложения

  1. Прочитайте предложение: Яркая звезда сверкала над лесом.
  2. Найдите подлежащее.
    Поставьте вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.)
    В предложении слово звезда отвечает на вопрос что?
    Значит, слово звезда — подлежащее. Подчеркните подлежащее одной чертой.
  3. Найдите сказуемое.
    Поставьте вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.)
    Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (Звезда (что делала?) сверкала.)
    Значит, слово сверкала — сказуемое. Подчеркните сказуемое двумя чертами.
  4. Сделайте вывод: подлежащее (звезда) и сказуемое (сверкала) — это главные члены предложения.
  5. Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
    Поставьте от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая.
    Найдите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое.
    Поставьте от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом.
  6. Сделайте вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом.
русский язык 3 класс учебник Канакина 1 часть страница 37. Год 2023

Номер 62

Прочитайте. Назовите сказки.

     1. Ст..рик л..вил неводом рыбу ст..руха пряла свою пряжу. 2. Дверь т..хонько заскр..пела и в св..тлицу входит царь. 3. Час обеда приближался то́пот по дв..ру раздался. 4. Мес..ц под косой блестит а во лбу звезда горит.
А. Пушкин

Ответ:

Все предложения взяты из сказок А. С. Пушкина:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». 
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  • Обсудите, где пропущена запятая в каждом предложении.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Проверьте себя.
Ответ:

Запятые пропущены между частями сложного предложения (соединённых без союзов и с помощью союзов):
1. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения)
2. Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения перед союзом «и»)
3. Час обеда приближался, топот по двору раздался. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения)
4. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения перед союзом «а»)

     1. Стари́к (ста́рый) лови́л (ло́вит) неводом рыбу, стару́ха (ста́рый) пряла свою пряжу. 2. Дверь тихо́нько (ти́хо) заскрипе́ла (скрип), и в светли́цу (све́тлый) входит царь. 3. Час обеда приближался, топот по двору́ (двор) раздался. 4. Месяц (словарное слово) под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Номер 63

Прочитайте. Составьте сложные предложения из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.

русский язык 3 класс учебник Канакина 1 часть страница 36 задание 63
  • Запишите составленные предложения. Правильно расставьте знаки препинания. Проверьте себя.
  • Найдите среди предложений пословицы. Какая основная мысль заключена в каждой из них?
  • В каких случаях уместно употребить эти пословицы?
Ответ:

Мир строит, а война разрушает.
Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз.
Труд человека кормит, а лень портит.
Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.

Пословицы:
Мир строит, а война разрушает. (всё построенное в мирное время разрушается войной)
Труд человека кормит, а лень портит. (труд облагораживает человека, а лень развивает в нем плохие качества)

Первую пословицу можно употребить, когда хочется показать важность мира и ужасы войны.
Вторую пословицу говорят человеку, который ленится, чтобы доказать ему, что всё можно исправить, занимаясь делом, ведь труд облагораживает.

Номер 64

Прочитайте в учебнике Памятку 3 «Как дать характеристику предложению» (с. 142). Пользуясь Памяткой, охарактеризуйте данные ниже предложения.

Гроза прошла? Гроза прошла! Гроза прошла.
Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.

Памятка 3

Как дать характеристику предложению

  1. Прочитайте предложение.
  2. Определите, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Является ли предложение восклицательным?
  3. Определите, простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространённое или нераспространённое. Если сложное, то как соединены части сложного предложения (с помощью интонации или с помощью союзов и, а, но).

Образец рассуждения
Читаю предложение М. Лермонтова.

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое.

Ответ:
  1. Читаю предложение: Гроза прошла?
  2. Это предложение по цели высказывания вопросительное, по интонации невосклицательное.
  3. Это предложение простое, потому что в нем одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что нет второстепенных членов предложения.

  1. Читаю предложение: Гроза прошла!
  2. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное.
  3. Это предложение простое, потому что в нем одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что нет второстепенных членов предложения.

  1. Читаю предложение: Гроза прошла.
  2. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.
  3. Это предложение простое, потому что в нем одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что нет второстепенных членов предложения.

  1. Читаю предложение: Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.
  2. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.
  3. Это предложение сложное, потому что в нем две грамматические основы, части сложного предложения соединены запятой; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.
Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх