Номер 61.
Прочитайте.
Усталое солнце по небу гуляет.4
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.4
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
А. Громова
Настроение, передаваемое данным строками спокойное, умиротворенное. Солнце бродит по небу, тучи заполняют его. Берёза спит, полное безветрие. Ветер спит на полях пшеницы.
Усталое солнце по небу гуляет.4
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.4
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
Ленивая туча над лесом скучает.
Словосочетания: туча (какая?) ленивая, скучает (где?) над лесом.
Усталое солнце по небу гуляет4.
В предложении говорится о солнце, значит, что это подлежащее. Что говорится о солнце — оно гуляет. Значит, гуляет — сказуемое. Тогда, грамматическая основа — солнце гуляет.
Солнце (какое?) усталое — поясняет подлежащее.
Гуляет (где?) по небу — поясняет сказуемое.
На сонной берёзе щебечут синицы4.
В предложении говорится о синицах, значит, это подлежащее. Что говорится о синицах — они щебечут. Значит, щебечут — сказуемое. Тогда, грамматическая основа — синицы щебечут.
Берёзе (какой?) сонной — уточняет существительное.
Щебечут (где?) на берёзе — уточняет подлежащее.
Номер 62.
Прочитайте.
1. Солнце скрылось; вечернее солнце; скрылось за деревьями.
2. Чёрный дятел; дятел уселся; уселся на ствол; на ствол сосны.
3. Он долбил; долбил звонко; долбил дерево; сухое дерево.
Глагол и существительное, которые являются сказуемым и подлежащим, т.е. грамматической основой, словосочетанием не является.
Значит, пары слов, которые являются предложениями:
1. Солнце скрылось
2. Дятел уселся
3. Он долбил
Пары слов, которые не являются предложениями, а просто — словосочетаниями:
1. Вечернее солнце скрылось за деревьями.
2. Чёрный дятел уселся на ствол сосны.
3. Он звонко долбил сухое дерево.
Номер 63.
Рассмотрите в «картинной галерее» учебника репродукции. Картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».
На картине изображена широкая река, обе стороны которой плотно заросли деревьями, окрашенными во все цвета палитры художника: охра, золотой, красный, зеленый.
Бескрайние луга уходят к горизонту, сливаясь с небом, а на переднем плане — тропинка, ведущая путника вперед.
Земля постепенно покрывается ковром из листьев, которые шуршат и танцуют на ветру.
Действительно, кажется, что художник стоял на склоне высокого холма, создавая эту работу. Он рассмотрел всё до самого горизонта и сумел передать всё на своей картине.
Особенно мне запомнился лес, который занимает берега, плавно переходя в бескрайние зелёные луга.
Теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам предложения (см. памятку 2, с. 144).
Номер 62
Прочитайте. Назовите сказки.
1. Ст..рик л..вил неводом рыбу ст..руха пряла свою пряжу. 2. Дверь т..хонько заскр..пела и в св..тлицу входит царь. 3. Час обеда приближался то́пот по дв..ру раздался. 4. Мес..ц под косой блестит а во лбу звезда горит.
А. Пушкин
Все предложения взяты из сказок А. С. Пушкина:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Запятые пропущены между частями сложного предложения (соединённых без союзов и с помощью союзов):
1. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения)
2. Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения перед союзом «и»)
3. Час обеда приближался, топот по двору раздался. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения)
4. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (в предложении две грамматические основы, ставим запятую после первой части предложения перед союзом «а»)
1. Стари́к (ста́рый) лови́л (ло́вит) неводом рыбу, стару́ха (ста́рый) пряла свою пряжу. 2. Дверь тихо́нько (ти́хо) заскрипе́ла (скрип), и в светли́цу (све́тлый) входит царь. 3. Час обеда приближался, топот по двору́ (двор) раздался. 4. Месяц (словарное слово) под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Номер 63
Прочитайте. Составьте сложные предложения из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.
Мир строит, а война разрушает.
Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз.
Труд человека кормит, а лень портит.
Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.
Пословицы:
Мир строит, а война разрушает. (всё построенное в мирное время разрушается войной)
Труд человека кормит, а лень портит. (труд облагораживает человека, а лень развивает в нем плохие качества)
Первую пословицу можно употребить, когда хочется показать важность мира и ужасы войны.
Вторую пословицу говорят человеку, который ленится, чтобы доказать ему, что всё можно исправить, занимаясь делом, ведь труд облагораживает.
Номер 64
Прочитайте в учебнике Памятку 3 «Как дать характеристику предложению» (с. 142). Пользуясь Памяткой, охарактеризуйте данные ниже предложения.
Гроза прошла? Гроза прошла! Гроза прошла.
Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.
Как дать характеристику предложению
Образец рассуждения
Читаю предложение М. Лермонтова.
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое.
Напишите свой комментарий внизу страницы.