Номер 135.
Прочитайте выразительно.
Не
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Н. Вронский
Автор так назвал стихотворение, потому что в нём говорится о том, чего не стоит делать.
Стихотворение о правильном поведении, о правильных поступках.
Ребята должны ещё знать, что нельзя играть с едой, обзываться, бегать на переменах, перебивать старших и т.д.
Не дёргать, не драться, не говорить.
Номер 136.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Не хвались, пока люди не похвалят.
Не дразни собаки, и лаять не станет.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Не хвались, пока люди не похвалят. (Некрасиво хвастаться результатом своих трудов. Если ты, действительно, заслуживаешь, люди похвалят тебя.)
Не дразни собаки, и лаять не станет. (Прямое значение, что собака первая не нападает. Переносное значение – не дразни человека, не лезь к нему, если не хочешь, чтобы тот ответил тебе грубостью)
Языком не спеши, а делом не ленись. (Не болтай попусту, не хвастайся своими будущими достижениями, а усердно трудись.)
Не хвались, пока люди не похвалят.
Не дразни собаки, и лаять не станет
Мише было скучно, он не знал, чем заняться. И от этого, как бы случайно, проходя каждый раз мимо Юры, то заденет его, то столкнёт учебник. Это продолжалось какое-то время, пока Юра не рассердился и не наругался на младшего брата. Миша заплакал и побежал к маме жаловаться. А мама сказала ему: «Сам виноват. Не дразни собаки, и лаять не станет». Мише стало стыдно и он извинился перед братом. В ответ Юра предложил Мише вместе построить башню из конструктора.
Слово не – это частица.
Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Номер 138.
Прочитайте отрывок из стихотворения «Походили, поболтали» И. Мазнина.
Походили, поболтали,
Посидели, помолчали,
Оглянулись – утра нет,
Говорят: «Уже обед!..»
Пообедали
И встали,
Повстречались,
Побежали,
Погонялись за котом,
Посмеялись,
А потом –
Распрощаться не успели,
Как уже лежим в постели.
Это стихотворение о детях. Они всегда находятся в движении, неусидчивы, поэтому много глаголов. Кроме того, обилие глаголов помогает показать, как быстро бежит время.
Объяснение орфограмм.
Буквосочетание жи:
лежим.
Буквосочетание ча/ща:
повстречались,
распрощались.
Парный согласный:
обед
(обеды).
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением:
походи́ли
(похо́д),
посиде́ли
(си́дя),
помолчали
(молча),
огляну́лись
(взгляд),
повстреча́лись
(встре́ча),
побежа́ли
(бег),
погоня́лись
(пого́ня),
посмея́лись
(смех),
лежи́м
(лёжа).
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением:
пообе́дали,
поболтали.
Глаголы:
Походили,
поболтали,
посидели,
помолчали,
оглянулись, говорят,
пообедали, встали,
повстречались,
побежали,
погонялись,
посмеялись,
распрощаться, не успели,
лежим.
Номер 139.
Прочитайте.
Думать, блестеть, бежать, стыдить, угощать.
О б р а з е ц. Думать, размышлять.
Ответ:
Думать, размышлять.
Блестеть, сиять.
Бежать, мчаться.
Стыдить, совестить.
Угощать, потчевать.
Напишите свой комментарий внизу страницы.