Математика 3 класс учебник Моро, Волкова 2 часть ответы – страница 72
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Часть: 2.
- Год: 2021-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Надо вычислить разность 637 − 273. Объясняй так: Пишу: ... . Вычитаю единицы: ... . Вычитаю десятки: ... .
Ответ:Пишу: единицы по единицами, десятки по десятками, а сотни под сотнями. Вычитаю единицы из единиц: 7 - 3 = 4 ед. Записываю под единицами. Вычитаю десятки из десятков: из 3 дес. вычесть 7 дес. нельзя. Значит, занимаю 1 сот., 1 сот. = 10 дес., значит, 13 дес. - 7 дес. = 6 дес. Записываю десятки под десятками. Вычитаю сотни из сотен: в уменьшаемом 6 сотен, но занимали 1 сот. Значит, 6 сот. - 1 сот. = 5 сот. Значит, 5 сот. - 2 сот. = 3 сот. Записываю сотни под сотнями. Читаю ответ: под чертой слева направо. При вычитании 273 из 637 получается 364.
Номер 1.
Объясни, как выполнено вычитание.
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 463 − 181.
Вычитаю единицы: 3 – 1 = 2. Пишу 2 под единицами.
Вычитаю десятки: из 6 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 4 сот. (ставлю точку над цифрой 4).
Из 16 сот. вычесть 8, получится 8.
Вычитаю сотни. Было 4 сотни, но 1 сот. взяли при вычитании дес. Осталось 3 сот.
3 − 1 = 2 сот.
Пишу под сотнями 2.
Читаю ответ: 282.
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни опущу в ответ, так как у вычитаемого нет сотен): 548 - 93
Вычитаю единицы: 8 – 3 = 5. Пишу 5 под единицами.
Вычитаю десятки: Из 4 дес. нельзя вычесть 9 дес. Беру 1 сот. из 5 сот. (ставлю точку над цифрой 5). 1 сотня и 4 дес. – это 14 дес. Из 14 вычитаю 9, получится 5. Пишу 5 под десятками.
Вычитаю сотни. Из 5 сотен вычитаю 1 сот., пишу 4 под. сотнями.
Читаю ответ: 455.
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 870 – 380.
Вычитаю единицы: 0 – 0 = 0. Пишу 0 под единицами.
Вычитаю десятки. Из 7 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 8 сот. (ставлю точку над цифрой 8) 1 сотня и 7 дес. – это 17 дес. Из 17 вычитаю 8, получится 9. Пишу 9 под десятками.
Вычитаю сотни. Из 8 сот. одну занимали, значит из 7 сот. вычесть 3 сот.
7 − 3 = 4.
Пишу 4 под сотнями. Читаю ответ: 490.
1) Рассмотри алгоритм вычитания трехзначных чисел.
2) Вспомни как складывает и вычитать по разрядам.
3) Помни, что разряд единиц пишем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Рассуждаем.
Рассмотрим первый пример.
463 – 181 = 282
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 3 – 1 = 2
Пишу под единицами 2.
Вычитаю десятки: из 6 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 4 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 4.)
1 сот. и 6 дес. — это 16 дес.
16 – 8 = 8
Пишу под десятками 8.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 ед. у сотни, то 4 – 1 – 1 = 2
Пишу под сотнями 2.
Читаю ответ: 282.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим второй пример.
548 – 93 = 455
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 8 – 3 = 5
Пишу под единицами 3.
Вычитаю десятки: из 4 дес. нельзя вычесть 9 дес. Беру 1 сот. из 5 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 5.)
1 сот. и 4 дес. — это 14 дес.
14 – 9 = 5
Пишу под десятками 5.
Вычитаю сотни: Так как занимали 1 ед. у сотни, то 5 – 1 = 4
Пишу под сотнями 4.
Читаю ответ: 455.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим третий пример.
870 – 380 = 490
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 0 – 0 = 0
Под единицами пишу 0.
Вычитаю десятки: из 7 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 8 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 8.)
1 сот. и 7 дес. — это 17 дес.
17 – 8 = 9
Под десятками пишу 9.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 ед. у сотни, то 8 – 1 – 3 = 4
Под сотнями пишу 4.
Читаю ответ: 490.
Номер 2.
Вычисли, используя запись столбиком.
Ответ:
1) Рассмотри алгоритм вычитания трехзначных чисел.
2) Вспомни как складывает и вычитать по разрядам.
3) Помни, что разряд единиц пишем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Рассуждаем.
Рассмотрим первый пример.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 6 – 2 = 4
Пишу под единицами 4.
Вычитаю десятки: из 0 дес. нельзя вычесть 6 дес. Беру 1 сот. из 3 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 3.)
1 сот. и 0 дес. — это 10 дес.
10 – 6 = 4
Пишу под десятками 4.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 ед. у сотни, то 3 – 2 – 1 = 0
В ответе разряд сотен отсутствует.
Читаю ответ: 44.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим второй пример.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 5 – 3 = 2
Пишу под единицами 2.
Вычитаю десятки: из 3 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 6 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6.)
1 сот. и 3 дес. — это 13 дес.
13 – 8 = 5
Пишу под десятками 5.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 ед. у сотни, то 6 – 2 – 1 = 3
Пишу под сотнями 3.
Читаю ответ: 352.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим третий пример.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 2 – 1 = 1
Пишу под единицами 1.
Вычитаю десятки: из 6 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 1 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 1.)
1 сот. и 6 дес. — это 16 дес.
16 – 8 = 8
Пишу под десятками 8.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 ед. у сотни, то 1 – 1 = 0
В ответе разряд сотен отсутствует.
Читаю ответ: 81.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим четвертый пример.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: из 0 ед. нельзя вычесть 8 ед. Беру 1 дес. из 6 дес. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6.)
1 дес. 0 ед – это 10 ед.
10 – 8 = 2
Пишу под единицами 2.
Вычитаю десятки: так как занимали 1 ед. десяток, то
6 – 2 – 1 = 3
Пишу под десятками 3.
Вычитаю сотни: 5 – 1 = 4
Пишу под сотнями 4.
Читаю ответ: 432.
Номер 3.
Вычисли и выполни проверку.
Ответ:
1) Вспомни как складывает и вычитать по разрядам.
2) Помни, что разряд единиц пишем под единицами, десятки под десятками.
Выполняем вычисление.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Складываю единицы: 4 + 6 = 10
10 ед. – это 1 дес. и 0 ед.; 0 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавляю к десяткам.
Складываю десятки: 4 + 5 + 1 = 10
10 дес. — это 1 сот. 0 дес.; 0 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.
Складываю сотни: 2 + 3 + 1 = 6
Пишу под сотнями 6.
Ответ: 600.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: из 4 ед. нельзя вычесть 9 ед. Беру 1 дес. из 8 дес. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 8.)
1 дес. 4 ед – это 14 ед.
14 – 9 = 5
Пишу под единицами 5.
Вычитаю десятки: так как занимали 1 ед. десяток, то
8 – 5 – 1 = 2
Пишу под десятками 2.
Вычитаю сотни: 2 – 1 = 2
Пишу под сотнями 2.
Ответ: 225.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: 5 – 5 = 0
Пишу под единицами 0.
Вычитаю десятки: из 0 дес. нельзя вычесть 6 дес. Беру 1 сот. из 5 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 5.)
1 сот. 0 дес. = 10 дес.
10 – 6 = 4
Пишу под десятками 4.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 ед. сотни, то 5 – 5 – 1 = 0
Разряд сотен отсутствует.
Ответ: 40.
Делаем проверку.
246 + 354 = 600
Проверка: из суммы вычтем второе слагаемое, получим первое слагаемое.
600 – 354 = (600 – 300) – 54 = 300 – 54 = 200 + (100 – 54) = 200 + 46 = 246
246 = 246 – вычисление выписано верно.
384 – 159 = 225
Проверка: из уменьшаемого вычтем разность, получим вычитаемое.
Вычисление выполнено верно.
505 – 465 = 40
Проверка: к разности прибавим вычитаемое, получим уменьшаемое.
465 + 40 = 400 + (65 + 40) = 400 + 105 = 505
505 = 505 – вычисление выполнено верно.
Оформляем задание в тетрадь.
Номер 4.
Ответ:864 − 357 = 507
160 − 48 = 112
735 + 65 = 800
610 – 200 + 10 = 410 + 10 = 420
620 – 200 + 20 = 420 + 20 = 440
630 – 200 + 30 = 430 + 30 = 460
44 : 11 ∙ 17 = 4 * 17 = 68
80 : 16 ∙ 9 = 5 * 9 = 45
72 : 8 ∙ 11 = 9 * 11 = 99
1) Вспомни как складывает и вычитать по разрядам.
2) Помни, что разряд единиц пишем под единицами, десятки под десятками.
Выполняем вычисления с пояснениями первого столбика примеров.
Рассмотрим первый столбик. Выполним вычисления в столбик:
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: из 4 ед. нельзя вычесть 7 ед. Беру 1 дес. из 6 дес. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6.)
1 дес. 4 ед – это 14 ед.
14 – 7 = 7
Пишу под единицами 7.
Вычитаю десятки: так как занимали 1 ед. десяток, то
6 – 5 – 1 = 0
Пишу под десятками 0.
Вычитаю сотни: 8 – 3 = 5
Пишу под сотнями 5.
Читаю ответ: 507.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы: из 0 ед. нельзя вычесть 8 ед. Беру 1 дес. из 6 дес. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6.)
1 дес. 0 ед – это 10 ед.
10 – 8 = 2
Пишу под единицами 2.
Вычитаю десятки: так как занимали 1 ед. десяток, то
6 – 4 – 1 = 1
Пишу под десятками 1.
Вычитаю сотни: Пишу под сотнями 1.
Читаю ответ: 112.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Складываю единицы: 5 + 5 = 10
10 ед. – это 1 дес. и 0 ед.; 0 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавляю к десяткам.
Складываю десятки: 3 + 6 + 1 = 10
10 дес. – это 1 сот. 0 дес.; 0 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.
Складываю сотни: 7 + 1 = 8
Пишу под сотнями 8.
Ответ: 800.
Выполняем вычисления с пояснениями второго столбика примеров.
Рассмотрим второй столбик: В данных выражениях присутствуют только действия сложения и вычитания – они равноправны, поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
610 – 200 + 10 = 420
1) 610 – 200 = (600 – 200) + 10 = 410
2) 410 + 10 = 400 + (10 + 10) = 420
620 – 200 + 20 = 440
1) 620 – 200 = (600 – 200) + 20 = 420
2) 420 + 20 = 400 + (20 + 20) = 440
630 – 200 + 30 = 460
1) 630 – 200 = (600 – 2000 + 30 = 430
2) 430 + 30 = 400 + (30 + 30) = 460
Выполняем вычисления с пояснениями третьего столбика примеров.
Рассмотрим третий столбик. В данных выражения присутствуют только действия умножения и деления – они равносильны, значит выполняем действия по порядку слева направо.
44 : 11 ∙ 17 = 68
1) 44 : 11 = 4
2) 4 ∙ 17 = 4 ∙ (10 + 7) = 40 + 28 = 68
80 : 16 ∙ 9 = 45
1) 80 : 16 = 5 – методом подбора
2) 5 ∙ 9 = 45
72 : 8 ∙ 11 = 99
1) 72 : 8 = 9
2) 9 ∙ 11 = 99
Оформляем задание в тетрадь.
610 – 200 + 10 = 410 + 10 = 420
620 – 200 + 20 = 420 + 20 = 440
630 – 200 + 30 = 430 + 30 = 460
44 : 11 ∙ 17 = 4 ∙ 17 = 68
80 : 16 ∙ 9 = 5 ∙ 9 = 45
72 : 8 ∙ 11 = 9 ∙ 11 = 99
Номер 5.
Узнай, на сколько единиц и во сколько раз одно из этих чисел больше другого: 51 и 17, 72 и 4, 95 и 19, 60 и 15.
Ответ:
в 51 : 17 = 3 раза в 72 : 4 = 18 раз
на 51 – 17 = 34 единицы на 72 – 4 = 68 единиц
в 95 : 19 = 5 раз в 60 : 15 = 4 раза
на 95 – 19 = 76 единиц на 60 – 15 = 45 единиц.
1) Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
2) Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, нужно большее число разделить на меньшее.
Рассуждаем.
Рассмотрим первую пару чисел — 51 и 17.
51 − 17 = 34
Число 51 больше числа 17 на 34.
51 : 17 = 3
Число 51 больше числа 17 в 3 раза.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим вторую пару чисел – 72 и 4.
72 − 4 = 68
Число 74 больше числа 4 на 68.
72 : 4 = (40 + 32) : 4 = 10 + 8 = 18
Число 72 больше числа 4 в 18 раз.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим третью пару чисел – 95 и 19.
95 − 19 = 76
Число 95 больше числа 19 на 76.
95 : 19 = 5
Число 95 больше числа 19 в 5 раз.
Продолжаем рассуждение.
Рассмотрим четвертую пару чисел – 60 и 15.
60 − 15 = 45
Число 60 больше числа 15 на 45.
60 : 15 = 4
Число 60 больше числа 15 в 4 раза.
Оформляем задание в тетрадь.
51 − 17 = 34 и 51 : 17 = 3
Число 51 больше числа 17 на 34.
Число 51 больше числа 17 в 3 раза.
72 − 4 = 68 и 72 : 4 = 18
Число 74 больше числа 4 на 68.
Число 72 больше числа 4 в 18 раз.
95 − 19 = 76 и 95 : 19 = 5
Число 95 больше числа 19 на 76.
Число 95 больше числа 19 в 5 раз.
60 − 15 = 45 и 60 6 15 = 4
Число 60 больше числа 15 на 45.
Число 60 больше числа 15 в 4 раза.
Номер 6.
В книжном шкафу было 120 книг. Когда детям выдали книги, в шкафу осталось 56 книг. На сколько больше книг выдали, чем осталось?
Ответ:
1) 120 – 56 = 64 (кн.) – выдали. 2) 64 – 56 = 8 (кн.) – на столько больше. Ответ: на 8 книг больше книг выдали, чем осталось.
«Больше на ... » – вычисляется вычитанием.
Оформляем условие в виде краткой записи.
Рассуждаем.
Общее количество книг состоит из книг, которые выдали и которые остались.
Значит, чтобы узнать сколько книг выдали, нужно из общего количества книг вычесть книги, которые остались.
120 − 56 = 64 (кн.) – выдали.
Продолжаем рассуждение.
Чтобы узнать на сколько оно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
64 − 56 = 8 (кн.) – на столько выдали больше, чем осталось.
Записываем ответ.
Ответ: на 8 книг.
Номер 7.
Реши уравнения.
Ответ:х + 18 = 78
х = 78 ‒ 18
х = 60
Проверка:
60 + 18 = 78
78 = 78
Ответ: х = 60
21 – х = 15
х = 21 ‒ 15
х = 6
Проверка:
21 – 6 = 15
15=15
Ответ: х = 6
х ∙ 13 = 91
х = 91 : 13
х = 7
Проверка:
7 ∙ 13 = 91
91 = 91
Ответ: х = 7
х : 5 = 20
х = 20 ∙ 5
х = 100
Проверка:
100 : 5 = 20
20=20
Ответ: х = 100
1) Уравнение – равенство которое содержит неизвестное число, при подстановке этого числа, получается верное равенство.
2) Вспомни зависимость между компонентами и результатом действия сложения и вычитания; умножения и деления.
Рассмотрим уравнения.
х + 18 = 78
х – неизвестное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое.
21 – х = 15
х – неизвестное вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности.
х ∙ 13 = 91
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель.
х : 5 = 20
х – делимое.
Чтобы найти неизвестное делимое, нужно значение частного умножить на делитель.
Решим уравнения.
х + 18 = 78
х = 78 – 18
х = 60
21 – х = 15
х = 21 – 15
х = 6
х ∙ 13 = 91
х = 91 : 13
х = 7
х : 5 = 20
х = 20 ∙ 5
х = 100
Выполним проверку.
В уравнение вместо неизвестного подставим найденное значение.
х + 18 = 78
Проверка: вместо х подставим число 60.
60 + 18 = 78
78 = 78
Уравнении решено верно.
21 – х = 15
Проверка: вместо х подставим число 6.
21 – 6 = 15
15 = 15
Уравнение решено верно.
х ∙ 13 = 91
Проверка: вместо х подставим число 7
7 ∙ 13 = 7 ∙ (10 + 3) = 70 + 21 = 91
91 = 91
Уравнение решено верно.
х : 5 = 20
Проверка: вместо х подставим число 100.
100 : 5 = 10 дес. : 5 = 2 дес. = 20
20 = 20
Уравнение решено верно.
Задание внизу страницы
Вычисли. Выполни проверку.
Ответ:
1) Вспомни как складывает и вычитать по разрядам.
2) Помни, что разряд единиц пишем под единицами, десятки под десятками.
Вычисляем.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Вычитаю единицы:
6 – 0 = 6
Пишу под единицами 6.
Вычитаю десятки: из 2 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 9 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 9.)
1 сот. 2 дес. – это 12 дес.
12 – 8 = 4
Пишу под десятками 4.
Вычитаю сотни: так как занимали 1 сот., то 9 – 1 – 1 = 7
Пишу под сотнями 7.
Читаю ответ: 746.
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
Складываю единицы: 8 + 7 = 15
15 ед. – это 1 дес. и 5 ед.; 5 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавляю к десяткам.
Складываю десятки: 5 + 5 + 1 = 11
11 дес. – это 1 сот. 1 дес.; 1 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.
Складываю сотни: 2 + 1 = 3
Пишу под сотнями 3.
Ответ: 315.
Выполняем проверку.
926 – 180 = 746
Проверка: из уменьшаемого вычтем разность, получим вычитаемое.
258 + 57 = 315
Проверка: из суммы вычтем одно из слагаемых, получим другое слагаемое.
Оформляем задание в тетрадь.
Задание на полях страницы
Ребусы:
Вспомни названия компонентов действия умножения и деления, а также – зависимость между компонентами и результатами действий.
Рассуждаем.
Умножим единицы первого множителя на единицы второго множителя.
7 ед. ∙ 3 ед. = 21 ед.
Значит в единицах суммы стоит число 1.
Продолжаем рассуждение.
Мы знаем полный второй множитель и полное произведение. Найдём первый множитель, разделив произведение на второй множитель.
51 : 3 = (30 + 21) : 3 = 10 + 7 = 17
Значит десятки первого множителя – 1.
Записываем ответ.
Первый ребус 17 ∙ 3 = 51.
Рассмотрим второй ребус.Рассуждаем.
Найдём единицы у произведения, умножив разряд единиц у первого и второго множителей.
6 ∙ 2 = 12
Единицы произведения – 2.
Продолжаем рассуждение.
Мы знаем полное произведение и полное второй множитель. Найдём первый множитель, разделив произведение на второй множитель.
92 : 2 = (80 + 12) : 2 = 40 + 6 = 46
Значит десятки первого множителя – 4.
Записываем ответ.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.