Математика 3 класс учебник Моро, Волкова 2 часть ответы – страница 40
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Часть: 2.
- Год: 2021-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Странички для любознательных
Задачи-расчеты
Номер 1.
Дима хотел изготовить такую шахматную доску.
Каждая клетка на этой доске – 1 см2.
1) Хватит ли ему для этого куска картона квадратной формы, длина стороны которого 1 дм2?
2) Сколько квадратных сантиметров картона у него останется?
3) Узнай площадь трех рядов клеток, семи рядов.
4) Что можно сказать про площади белых и черных клеток, не вычисляя их площадей? Объясни почему.
1) Хватит, так как длина стороны шахматной доски 8 см, а в 1 дм – 10 см. 2) 10 ∙ 10 – 8 ∙ 8 = 36 см2. 3) S = 8 ∙ 3 = 24 см2. S = 7 ∙ 8 = 56 см2. 4) Площадь белых и черных клеток одинакова, так как их число на шахматной доске равно друг другу.
Номер 2.
У Даши есть небольшая шкатулка. Крышка этой шкатулки имеет прямоугольную форму. Ее длина 1 дм, а ширина 8 см. Даша подбирает для украшения крышки рисунок, который по размерам будет таким же, как крышка. Сестра предложила 3 рисунка: площадь первого рисунка 1 дм2, второго – 70 см2, а третьего – 80 см2. Даша показала наглядно, что ни один из рисунков не подходит для крышки шкатулки. Объясни почему.
Ответ:Первый рисунок по площади больше ( 1 дм2 = 100 см2) чем крышка шкатулки (10 ∙ 8 = 80 см2). Второй рисунок по площади меньше, а у третьего могут быть другие длина и ширина.
Странички для любознательных
Задачи-расчеты
Номер 1.
Дима хотел изготовить такую шахматную доску.
Каждая клетка на этой доске – 1 см2.
1) Хватит ли ему для этого куска картона квадратной формы, длина стороны которого 1 дм2?
2) Сколько квадратных сантиметров картона у него останется?
3) Узнай площадь трех рядов клеток, семи рядов.
4) Что можно сказать про площади белых и черных клеток, не вычисляя их площадей? Объясни почему.
1) Хватит, так как длина стороны шахматной доски 8 см, а в 1 дм – 10 см. 2) 10 ∙ 10 – 8 ∙ 8 = 36 см2. 3) S = 8 ∙ 3 = 24 см2. S = 7 ∙ 8 = 56 см2. 4) Площадь белых и черных клеток одинакова, так как их число на шахматной доске равно друг другу.
Номер 2.
Определи, от какой фигуры падает тень на пол. Запиши номер фигуры и номер ее тени.
Ответ:1 – 6 2 – 4 3 – 5
Задание вверху страницы.
По рисунку на предыдущей странице расскажи, как из сотен образуется тысяча.
Ответ:Если число 100 сложить десять раз, то получиться тысяча. 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 +100 +100 = 1000.
Вспомни как умножение заменить на сложение одинаковых слагаемых.
Рассуждаем.
Рассмотрим рисунок.
На рисунке 10 «пучков» с палочками. В каждом пучке одинаковое количество палочек, по 100 штук.
Продолжаем рассуждение.
Чтобы узнать, сколько всего палочек, нужно сложить количество палочек в каждом «пучке».
Если число 100 сложить десять раз, то получиться тысяча.
100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 = 1000.
Но сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
100 ∙ 10 = 1 сот. ∙ 10 = 10 сот. = 1 тыс. = 1000
Записываем ответ.
Если сложить 10 сотен, то получим тысячу.
10 сот. = 1 тыс.
Номер 1.
Ответ:8 сот. + 1 сот. = 9 сот.
9 сот. - 6 сот. = 3 сот.
3 сот. · 3 = 9 сот.
8 сот. : 4 = 2 сот.
1 тыс. - 1 сот. = 10 сот. - 1 сот. = 9 сот.
1 тыс. - 5 сот. = 10 сот. - 5 сот. = 5 сот.
1) Помни, что 1 тыс. = 10 сот.
2) Помни, что каждые 10 счетных единиц образуют новую, более крупную единицу счета.
Рассуждаем.
8 сот. + 1 сот. = (8 + 1) сот. = 9 сот.
9 сот. – 6 сот. = (9 – 6) сот. = 3 сот.
3 сот. ∙ 3 = (3 ∙ 3) сот. = 9 сот.
8 сот. : 4 = (8 : 4) сот. = 2 сот.
1 тыс. – 1 сот. = 10 сот. – 1 сот. = (10 – 1) сот. = 9 сот.
1 тыс. – 5 сот. = 10 сот. – 5 сот. = (10 – 5) сот. = 5 сот.
Оформляем задание в тетрадь.
8 сот. + 1 сот. = 9 сот.
9 сот. – 6 сот. = 3 сот.
3 сот. ∙ 3 = 9 сот.
8 сот. : 4 = 2 сот.
1 тыс. – 1 сот. = 9 сот.
1 тыс. – 5 сот. = 5 сот.
Номер 2.
1) Прибавляй к девяноста шести по 1 до ста. 2) Прибавляй к двумстам по 100 до тысячи. 3) Вычитай из двухсот по 10 до ста. 4) Вычитай из девятисот по 100 до нуля.
Ответ:1) 96, 97, 98, 99, 100. 2) 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000. 3) 190, 180, 170, 160, 150, 140, 130, 120, 110, 100. 4) 800, 700, 600, 500, 400, 300, 200, 100, 0.
1) Помни, что 1 тыс. = 10 сот.
2) Помни, что 1 сот. = 10 дес.
3) Помни, что каждые 10 счетных единиц образуют новую, более крупную единицу счета.
Рассуждаем.
1) Прибавим к девяноста шести по 1 до ста:
96 + 1 = 97,
97 + 1 =98,
98 + 1 = 99,
99 + 1 = 100.
2) Прибавим к двумстам по 100 до тысячи:
200 + 100 = 2 сот. + 1 сот. = 3 сот. = 300,
300 + 100 = 3 сот. + 1 сот. = 4 сот. = 400,
400 + 100 = 4 сот. + 1 сот. = 5 сот. = 500,
500 + 100 = 5 сот. + 1 сот. = 6 сот. = 600,
600 + 100 = 6 сот. + 1 сот. = 7 сот. = 700,
700 + 100 = 7 сот. + 1 сот. = 8 сот. = 800,
800 + 100 = 8 сот. + 1 сот. = 9 сот. = 900,
900 + 100 = 9 сот. + 1 сот. = 10 сот. = 1 тыс. = 1000.
3) Вычтем из двухсот по 10 до ста:
200 – 10 = 20 дес. – 1 дес. = 19 дес. = 190,
190 – 10 = 19 дес. – 1 дес. = 18 дес. = 180,
180 – 10 = 18 дес. – 1 дес. = 17 дес. = 170,
170 – 10 = 17 дес. – 1 дес. = 16 дес. = 160,
160 – 10 = 16 дес. – 1 дес. = 15 дес. = 150,
150 – 10 = 15 дес. – 1 дес. = 14 дес. = 140,
140 – 10 = 14 дес. – 1 дес. = 13 дес. = 130,
130 – 10 = 13 дес. – 1 дес. = 12 дес. = 120,
120 – 10 = 12 дес. – 1 дес. = 11 дес. = 110,
110 – 10 = 11 дес. – 1 дес. = 10 дес. = 100.
4) Вычтем из девятисот по 100 до нуля:
900 – 100 = 9 сот. – 1 сот. = 8 сот. = 800,
800 – 100 = 8 сот. – 1 сот. = 7 сот. = 700,
700 – 100 = 7 сот. – 1 сот. = 6 сот. = 600,
600 – 100 = 6 сот. – 1 сот. = 5 сот. = 500,
500 – 100 = 5 сот. – 1 сот. = 4 сот. = 400,
400 – 100 = 4 сот. – 1 сот. = 3 сот. = 300,
300 – 100 = 3 сот. – 1 сот. = 2 сот. = 200,
200 – 100 = 2 сот. – 1 сот. = 1 сот. = 100,
100 – 100 = 1 сот. – 1 сот. = 0
Записываем ответ.
1) 96 + 1 = 97
97 + 1 = 98
98 + 1 = 99
99 + 1 = 100
2) 200 + 100 = 300
300 + 100 = 400
400 + 100 = 500
500 + 100 = 600
600 + 100 = 700
700 + 100 = 800
800 + 100 = 900
900 + 100 = 1000
3) 200 – 10 = 190
190 – 10 = 180
180 – 10 = 170
170 – 10 = 160
160 – 10 = 150
150 – 10 = 140
140 – 10 = 130
130 – 10 = 120
120 – 10 = 110
110 – 10 = 100
4) 900 – 100 = 800
800 – 100 = 700
700 – 100 = 600
600 – 100 = 500
500 – 100 = 400
400 – 100 = 300
300 – 100 = 200
200 – 100 = 100
100 – 100 = 0
Номер 3.
(Устно.) Сколько копеек в 1 р.? в 3 р.? в 5 р.? Сколько сантиметров в 1 м? в 2 м? в 10 м?
Ответ:1 р. = 100 к, 3 р. = 300 к., 5 р = 500 к. 1 м = 100 см, 2 м = 200 см, 10 м = 1000 см.
Помни, что 1 р. = 100 коп.
1 м = 100 см
Рассуждаем.
1 р. = 100 коп.,
3 р. = 100 коп. ∙ 3 = 300 коп., так как 1 сот. ∙ 3 = 3 сот. = 300
5 р. = 100 коп. ∙ 5 = 500 коп., так как 100 ∙ 5 = 1 сот. ∙ 5 = 5 сот. = 500
1м. = 100 см,
2 м. = 100 см ∙ 2 = 100 см, так как 100 ∙ 2 = 1 сот. ∙ 2 = 2 сот. = 200
10 м = 100 см ∙ 10 = 1000 см, так как 100 ∙ 10 = 1 сот. ∙ 10 = 10 сот. = 1 тыс. = 1000
Оформляем задание.
1 р. = 100 к, 3 р. = 300 к., 5 р = 500 к.
1 м = 100 см, 2 м = 200 см, 10 м = 1000 см.
Номер 4.
На сколько произведение чисел 12 и 8 больше их суммы? Во сколько раз оно больше, чем 8?
Ответ:
1) «На сколько больше», значит, вычисляется вычитанием;
2) «Во сколько больше» - вычисляется делением.
Составим выражения.
1) 12 ∙ 8 – произведение числа 12 и 8;
12 + 8 – сумма чисел 12 и 8;
12 ∙ 8 – (12 + 8) – на сколько больше произведение, чем сумма чисел 12 и 8.
2) 12 ∙ 8 – произведение числе 12 и 8;
12 ∙ 8 : 8 – во сколько произведение чисел 12 и 8 больше числа 8.
Выполним вычисления.
12 ∙ 8 – (12 + 8) = 76
1) 12 ∙ 8 = (10 + 2) ∙ 8 = 80 + 16 = 96
2) 12 + 8 = 20
3) 96 – 20 = 76
12 ∙ 8 : 8 = 96 : 8 = 12
Записываем ответ.
Ответ: Произведение чисел 12 и 8 больше на 76, чем их сумма.
Проведение чисел 12 и 8 в 12 раз больше числа 8.
Номер 5.
Для изготовления оригами купили 3 набора цветной бумаги, по 12 листов в каждом, и 50 листов белой бумаги. Сколько всего листов бумаги купили?
Ответ:
1) 12 ∙ 3 = 36 (л.) – цветной бумаги купили. 2) 36 + 50 = 86 (л.) – бумаги купили всего. Ответ: 86 листов бумаги купили всего.
Помни, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.
Оформляем краткую запись.
Рассуждаем.
Цветной бумаги купил 3 набора, при чем в каждом наборе одинаковое количество листов.
Значит, чтобы узнать, сколько всего листов цветной бумаги, нужно количество листов в одном наборе умножить на количество наборов.
12 ∙ 3 = (10 + 2) ∙ 3 = 30 + 6 = 36 (л.) – цветной бумаги купили.
Продолжаем рассуждение.
Общее количество листов складывается из количества цветной и белой бумаги, значит их количество нужно сложить.
36 + 50 = 86 (л.) – бумаги купили всего.
Записываем ответ.
Ответ: 86 листов бумаги купили.
Номер 6.
Ответ:29 : 5 = 5 (ост. 4) 35 : 8 = 4 (ост. 3) 62 : 17 = 3 (ост. 11) 35 : 15 = 2 (ост. 5)
1) Повтори, как выполняется деление с остатком.
2) Вспомни, как выполняется деление методом подбора.
3) Вспомни, что остаток всегда меньше делителя.
Рассуждаем.
29 : 5 = ?
29 не делится на 5 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 29 делится на 5 без остатка. Это 25.
Найдём частное: 25 : 5 = 5.
Найдём остаток: 29 – 25 = 4.
Значит, 29 : 5 = 5 (ост. 4)
62 : 17 = ?
Пробуем в частном 3.
Проверим: 17 ∙ 3 = 51.
Найдем остаток и сравним его с делителем:
62 – 51 = 11, 11 < 17, значит, частное 3, а остаток 11.
Значит, 62 : 17 = 3 (ост. 11)
35 : ? = 4 (ост. 3)
Найдём неполное делимое: 35 – 3 = 32
Найдём делитель: 32 : 4 = 8
Значит, 35 : 8 = 4 (ост. 3)
35 : ? = 2 (ост. 5)
Найдём неполное делимое: 35 – 5 = 30
Найдём делитель: 30 : 2 = 15
Значит, 35 : 15 = 2 (ост. 5)
Оформляем задание в тетрадь.
29 : 5 = 5 (ост. 4)
62 : 17 = 3 (ост. 11)
35 : 8 = 4 (ост. 3)
35 : 15 = 2 (ост. 5)
Номер 7.
Ответ:88 : 22 = 4
99 : 33 = 3
72 : 4 – 8 ∙ 2 = 2
96 : 8 + 3 ∙ 7 = 33
13 ∙ (87 − 82) = 65
44 : (36 + 8) = 1
1) Вспомни, как найти деление методом подбора.
2) Помни о порядке выполнения арифметических действий, что скобки влияют на порядок выполнения действий.
3) Сначала выполняются действия в скобках, умножение или деление, а потом – сложение или вычитание. Слева направо.
4) Затем – действия вне скобок – умножение или деление, а потом – сложение или вычитанием. Слева направо.
Расставляем порядок действий и выполняем вычисления.
88 : 22 = ?
Пробуем в частном 4 и проверяем:
22 ∙ 4 = 88,
88 = 88, значит,
88 : 22 = 4.
99 : 33 = 3
Пробуем в частном 3 и проверяем:
33 ∙ 3 = 99,
99 = 99, значит,
99 : 33 = 3.
72 : 4 – 8 ∙ 2 = 2
1) 72 : 4 = (40 + 32) : 4 = 10 + 8 = 18
2) 8 ∙ 2 = 16
3) 18 – 16 = 2
96 : 8 + 3 ∙ 7 = 33
1) 96 : 8 = (80 + 16) : 8 = 10 + 2 = 12
2) 3 ∙ 7 = 21
3) 12 + 21 = 33
13 ∙ (87 – 82) = 65
1) 87 – 82 = 5
2) 13 ∙ 5 = (10 + 3) ∙ 5 = 50 + 15 = 65
44 : (36 + 8) = 1
1) 36 + 8 = 44
2) 44 : 44 = 1
Оформляем задание в тетрадь.
88 : 22 = 4
99 : 33 = 3
72 : 4 – 8 ∙ 2 = 18 – 16 = 2
96 : 8 + 3 ∙ 7 = 12 + 21 = 33
13 ∙ (87 – 82) = 13 ∙ 5 = 65
44 : (36 + 8) = 44 : 44 = 1
Номер 8.
(Устно.) Нужно вывезти из леса 35 бревен. Трактор за один раз вывозит 9 бревен. Сколько раз трактору нужно съездить в лес?
Ответ:35 : 9 = 3 (ост. 8) Три раза трактор съездить с полной загрузкой, а четвёртый раз перевезёт оставшиеся 8 брёвен. Ответ: 4 раза нужно съездить трактору в лес, чтобы вывести 35 брёвен.
1) Вспомни, как выполнить деление с остатком.
2) Помни, что остаток должен быть меньше делителя.
Оформляем краткую запись.
Нужно вывести – 35 брёвен.
Трактор за раз вывозит – 9 брёвен.
Сколько раз нужно съездить трактору?
Рассуждаем.
Чтобы узнать, сколько раз будет ездить трактор, нужно общее количество бревен разделить на количество бревен, которое вывозят за 1 раз.
35 : 9 = ?
35 не делится на 9 без остатка.
Вспомним, какое самое большое число до 35 делится на 9 без остатка.
Это 27.
Найдём частное: 27 : 9 = 3.
Найдём остаток: 35 – 27 = 8.
Значит, 35 : 9 = 3 (ост. 8)
Продолжаем рассуждение.
3 раза трактор вывезет из леса по 9 брёвен и ещё один раз оставшиеся 8 брёвен. Значит, всего трактору нужно 4 раза съездить в лес, чтобы отвезти 35 бревен.
Записываем ответ.
Ответ: 4 раза трактору нужно съездить в лес.
Задание внизу страницы
Вычисли.
Ответ:1 тыс. – 3 сот. = 7 сот. 9 сот. : 3 = 3 сот. 1 сот ∙ 7 = 7 сот.
1) Помни, что 1 тыс. = 10 сот.
2) Помни, что 1 сот. = 10 дес.
3) Помни, что каждые 10 счетных единиц образуют новую, более крупную единицу счета.
Выполняем вычисления.
1 тыс. – 3 сот. = 10 сот. – 3 сот. = (10 – 3) сот. = 7 сот.
9 сот. : 3 = (9 : 3) сот. = 3 сот.
1 сот. ∙ 7 = (1 ∙ 7) сот. = 7 сот.
Оформляем задание в тетрадь.
1 тыс. – 3 сот. = 7 сот.
9 сот. : 3 = 3 сот.
1 сот. ∙ 7 = 7 сот.
Задание на полях страницы
Продолжи ряд чисел:
1) Для того, чтобы продолжить ряд чисел, необходимо увидеть закономерность.
2) Повтори, какие могут быть остатки при делении.
Рассуждаем.
Найдем закономерность.
Число из первой колонки делят на 5 и остаток записывают в правую колонку.
Вычисляем.
10→ 0 10 : 5 = 2 (ост. 0)
11→ 1 11 : 5 = 2 (ост. 1)
12→ 2 12 : 5 = 2 (ост. 2)
15→ 0 15 : 5 = 3 (ост. 0)
19→ 4 19 : 5 = 3 (ост. 4)
20→ 0 20 : 5 = 4 (ост. 0)
23→ 3 23 : 5 = 4 (ост. 3)
30→ ? 30 : 5 = 6 (ост. 0)
37→ ? 37 : 5 = 7 (ост. 2)
41→ ? 41 : 5 = 8 (ост. 1)
Продолжим ряд.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.