Математика 3 класс учебник Моро, Волкова 1 часть ответы – страница 30

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Часть: 1.
- Год: 2020-2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

.jpg)
Номер 9.
Геологи собрали образцы горной породы массой 21 кг и разложили их в 3 рюкзака так, что в каждом масса образцов оказалась одинаковой. Сколько килограммов образцов в каждом рюкзаке?
В какой руке палка у первого геолога?
3 р. – 21 кг
1 р. – ? кг
21 : 3 = 7 (кг)
Ответ: 7 кг образцов в каждом рюкзаке.
У первого геолога палка в левой руке.
1) Помни, что умножение – это замена одинаковых слагаемых произведением,
а · 3,
а – первый множитель,
3 – количество множителей.
2) Данная задача: вида «масса 1 рюкзака, количество рюкзаков, общая масса» характеризуется зависимостями между элементами:
Масса 1 рюкзака · количество рюкзаков = общая масса.
Общая масса : масса 1 рюкзака = количество рюкзаков.
Общая масса : количество рюкзаков = масса 1 рюкзака.
Оформляем условие в виде таблицы или чертежа.
Таблица:

Чертёж:

Рассуждаем.
21 кг горной породы разложили в 3 рюкзака по несколько кг. При этом рюкзаки одинаковые, т.е. массы породы в каждом равные.
Чтобы узнать, какова масса 1 рюкзака, нужно общую массу горной породы разделить на количество рюкзаков.
21 : 3 = 7 (кг) – масса одного рюкзака.
Записываем ответ.
Ответ: 7 кг.
Номер 10.
Учительница раздала детям 35 тетрадей в клетку и столько же в линейку. После этого у нее осталось 18 тетрадей. Сколько тетрадей было у учительницы?
Ответ:
Было – ? т.
Раздала – 35 т. и 35 т.
Осталось – 18 т.
1-й способ решения:
1) 35 + 35 = 70 (т.) – раздала учительница детям.
2) 70 + 18 = 88 (т.)
Ответ: 88 тетрадей было у учительницы.
2-й способ решения: 1) 35 ∙ 2 = 70 (тет.) – раздала учительница. 2) 70 + 18 = 88 (тет.) – было изначально. Ответ: 88 тетрадей.
Задача сводится к выражению, основанном на правиле прибавления числа к сумме: (а + в) + с = а + (в + с)
Оформляем условие.
Краткая запись:
Было – ? тет.
Раздала в клетку – 35 тет.
Раздала в линейку - 35 тет.
Осталось – 18 тет.
Рисунок:
Рассуждаем.
Учительница раздала детям 35 тетрадей в клетку и столько же в линейку. Значит, что и в линейку она раздала 35 тетрадей. При этом общее количество тетрадей складывается из выданных тетрадей в клетку и линейку.
Чтобы узнать, сколько тетрадей было выдано, нужно сложить количество тетрадей в клетку и линейку.
35 + 35 = (30 + 30) + (5 + 5) = 60 + 10 = 70 (т.) – выдали детям.
Продолжаем рассуждения.
Общее количество тетрадей, которые были у учительницы, складывается из количества тетрадей, которые выдали и которые остались.
Чтобы узнать, сколько тетрадей было у учительницы, нужно сложить количество выданных и оставшихся тетрадей.
70 + 18 = 88 (т.) – было изначально
Записываем ответ.
Ответ: 88 тетрадей.
Решение выражением:
(35 + 35) + 18, основанном на правиле прибавления числа к сумме.
Номер 11.
Ответ:
1) Помни о порядке выполнения арифметических действий и что скобки влияют на порядок выполнения действий.
2) Сначала выполняются действия в скобках, умножение или деление, а потом – сложение или вычитание. Слева направо.
3) Затем – действия вне скобок – умножение или деление, а потом – сложение или вычитание. Слева направо.
Рассуждаем.
81 − (52 − 9)
В данном выражении присутствуют действие вычитание и скобки. Поэтому вначале выполняем действие в скобках – вычитание, а потом выполняем действие вычитание вне скобок.
(38 + 58) − 18
В данном выражении присутствуют действия сложение и вычитание, а также скобки. Поэтому вначале выполняем действие в скобках – сложение, а потом выполняем действие вычитание.
6 ∙ 3 : 2
В данном выражении присутствуют действия умножение и деление – они равносильны. Поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
2 ∙ 6 : 4
В данном выражении присутствуют действия умножение и деление – они равносильны. Поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
18 : 6 ∙ 2
В данном выражении присутствуют действия умножение и деление – они равносильны. Поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
21 : 7 ∙ 9
В данном выражении присутствуют действия умножение и деление – они равносильны. Поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
30 : 3∙ 8
В данном выражении присутствуют действия умножение и деление – они равносильны. Поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
50 : 5 ∙ 6
В данном выражении присутствуют действия умножение и деление – они равносильны. Поэтому выполняем действия по порядку слева направо.
Расставим действия.
2 1
81 − (52 − 9)
1 2
(38 + 58) − 18
1 2
6 ∙ 3 : 2
1 2
2 ∙ 6 : 4
1 2
18 : 6 ∙ 2
1 2
21 : 7 ∙ 9
1 2
30 : 3 ∙ 8
1 2
50 : 5 ∙ 6
Вычислим по действиям.
81 − (52 − 9) = 38
1) 52 – 9 = 43
2) 81 − 43 = 38
(38 + 58) − 18 = 78
1)38 + 58 = 96
2) 96 − 18 = 78
6 ∙ 3 : 2 = 9
1) 6 ∙ 3 = 18
2) 18 : 2 = 9
2 ∙ 6 : 4 = 3
1) 2 ∙ 6 = 12
2) 12 : 4 = 3
18 : 6 ∙ 2 = 6
1) 18 : 6 = 3
2) 3 ∙ 2 = 6
21 : 7 ∙ 9 = 27
1) 21 : 7 = 3
2) 3 ∙ 9 = 27
30 : 3∙ 8 = 80
1) 30 : 3 = 10
2) 10 ∙ 8 = 80
50 : 5 ∙ 6 = 60
1) 50 : 5 = 5
2) 10 ∙ 6 = 60
Номер 12.
Найди ошибки и реши правильно.
Ответ:
57 + 38 = 95 – правильно
100 − 72 = 18 – неправильно – 100 − 72 = 28
47 + 39 = 86 – правильно
91 − 68 = 33 – неправильно – 91 − 68 = 23
29 + 65 = 84 – неправильно – 29 + 65 = 94
83 − 57 = 26 – правильно
1) Помни, единицы можно складывать и вычитать только с единицами, десятки – с десятками.
2) Помни, что 1 дес. = 10 ед.
Вспомним, как делать проверку.
Для сложения:
1 способ – вычитанием.
Из суммы вычесть первое слагаемое.
2 способ – вычитанием.
Из суммы вычесть второе слагаемое.
Для вычитания:
1 способ – вычитанием.
Из уменьшаемого вычесть разность.
2 способ – сложением.
К разности прибавить вычитаемое.
Сделаем проверку.
Способ 1:

Способ 2:

Из проверки видно, что ошибки в следующих выражения:
100 – 72 = 18 – не верно.
91 – 68 = 33 – не верно.
29 + 65 = 84 – не верно.
Исправим ошибки.
100 – 72 = 28

91 – 68 = 23

29 + 65 = 94

Номер 13.
Ответ:
Увеличь на 8
9 + 8 = 17
17 + 8 = 25
32 + 8 = 40
61 + 8 = 69
90 + 8 = 98
86 + 8 = 94
Уменьши на 9
9 − 9 = 0
16 − 9 = 7
50 − 9 = 41
39 − 9 = 30
72 − 9 = 63
95 − 9 = 86
1) Увеличь на 8, значит, к числу нужно прибавить 8 единиц.
2) Уменьши на 9, значит, из числа нужно вычесть 9 единиц.
Увеличим на 8.
9 + 8 = 9 + (1 + 7) = (9 + 1) + 7 = 10 + 7 = 17
Число 8 разложим на сумму чисел 1 и 7. К числу 9 вначале прибавим число 1, а потом прибавим число 7.
17 + 8 = 17 + (3 + 5) = (17 + 3) + 5 = 20 + 5 = 25
Число 8 разложим на сумму чисел 3 и 5. К числу 17 вначале прибавим число 3, а потом прибавим число 5.
32 + 8 = (30 + 2) + 8 = 30 + (2 + 8) = 30 + 10 = 40
Число 32 разложим на сумму чисел 30 и 2. Вначале сложим числа 2 и 8, а потом к полученной сумме прибавим число 30.
61 + 8 = (60 + 1) + 8 = 60 + (1 + 8) = 60 + 9 = 69
Число 61 разложим на сумму чисел 60 и 1. Вначале сложим числа 1 и 8, а потом к полученной сумме прибавим число 60.
90 + 8 = 98
Складываем по разрядам.
86 + 8 = 86 + (4 + 4) = (86 + 4) + 4 = 90 + 4 = 94
Число 8 разложим на сумму чисел 4 и 4. К числу 86 вначале прибавим число 4, а потом ещё раз число 4.
Уменьшим на 9.
9 – 9 = 0
16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) – 3 = 10 – 3 = 7
Число 9 разложим на сумму чисел 6 и 3. Вначале из числа 16 вычтем число 6, а потом вычтем число 3.
50 – 9 = (40 + 10) – 9 = 40 + (10 – 9) = 40 + 1 = 41
Число 50 разложим на сумму чисел 40 и 10. Сначала из числа 10 вычтем число 9 и потом к полученной разности прибавим 40.
39 – 9 = 30 + (9 – 9) = 30 + 0 = 30
Вычитаем по разрядам.
72 – 9 = 72 – (2 + 7) = (72 – 2) – 7 = 70 – 7 = 63
Число 9 разложим на сумму чисел 2 и 7. Сначала из числа 72 вычтем число 2, а потом вычтем число 7.
95 – 9 = 95 – (5 + 4) = (95 – 5) – 4 = 90 – 4 = 86
Число 9 разложим на сумму чисел 5 и 4. Сначала из числа 95 вычтем 5, а потом вычтем 4.
Номер 14.
Для детского сада купили 12 кукол, 10 заводных машин, а мячей столько, сколько кукол и машин вместе. Сколько купили мячей?
Ответ:
12 + 10 = 22 (м.)
Ответ: 22 мяча купили в детский сад.
«Вместе» – вычисляется сложением.
Оформляем условие в виде краткой записи.

Рассуждаем.
Для детского сада купили 12 кукол, 10 заводных машин, а мячей столько, сколько кукол и машин вместе. Чтобы узнать сколько мячей купили для детского сада, нужно сложить количество кукол и машин.
12 + 10 = 22 (шт.) – мячи.
Записываем ответ.
Ответ: 22 мяча.
Номер 15.
Какие два числа надо поменять местами, чтобы квадрат стал магическим?
Ответ:
Нужно поменять местами числа – 6 и 4.
Магический квадрат – квадрат, в котором числа, стоящие на одной прямой по горизонтали, вертикали и диагонали в сумме образуют одинаковое число.
Проверим магический квадрат.
Сложим числа по горизонтали, вертикали и диагонали.
По горизонтали:
6 + 9 + 2 = 15 + 2 = 17 – на 2 больше, чем 15
3 + 5 + 7 = (3 + 7) + 5 = 10 + 5 = 15
8 + 1 + 4 = 9 + 4 = 13 – на 2 меньше, чем 15
По вертикали:
6 + 3 + 8 = 9 + 8 = 17 – на 2 больше, чем 15
9 + 5 + 1 = (9 + 1) + 5 = 15
2 + 7 + 4 = 9 + 4 = 13 – на 2 меньше, чем 15
По диагонали:
6 + 5 + 4 = (4 + 6) + 5 = 10 + 5 = 15
2 + 5 + 8 = (2 + 8) + 5 = 10 + 5 = 15
Нужно поменять местами числа – 6 и 4.
Чертим магический квадрат.

Задание на полях страницы
Цепочка:

Ответ:
36 + 14 = 50 50 − 27 = 23 23 + 18 = 41
1) Выполни действия по порядку. Первая красная шестеренка – число, с которого начинаем действие. Последняя шестеренка – это результат.
2) Вычисление значений выражения сводится к применению правил:
а + (в + с) = (а + в) + с – прибавление суммы к числу;
а − (в + с) = (а − в) − с – вычитание суммы из числа.
Выполним устные рассуждения.
36 + 14 = 36 + (10 + 4) = (36 + 4) + 10 = 40 + 10 = 50
Число 36 представим, как сумму чисел 30 и 6. Сначала сложим числа 10 и 4, а потом к полученной сумме прибавим число 30.
Применили правило прибавление суммы к числу.
50 – 27 = 50 – (20 + 7) = (50 – 20) – 7 = 30 – 7 = 23
Число 27 представили, как сумму чисел 20 и 7. Из числа 50 вначале вычли число 20, а потом вычли число 7.
Применили правило вычитание суммы из числа.
23 + 18 = 23 + (11 + 7) = (23 + 7) + 11 = 30 + 11 = 41
Число 18 представили, как сумму чисел 11 и 7. Сначала сложили числа 23 и 7, а потом к полученной сумме прибавили число 11.
Использовали правило прибавление суммы к числу.
Оформляем задание в тетрадь.
36 + 14 = 50
50 − 27 = 23
23 + 18 = 41
36 + 14 = 50 → 50 – 27 = 23 → 23 + 18 = 41

Вариант 1
Выбери правильный ответ.
Номер 1.
Какое число надо записать в окошко, чтобы стало верным равенство 14 + 14 + 14 + 14 = ⬜ · 4
Варианты ответов:
14 4 3
Ответ: 14
Пояснение: 14 + 14 + 14 + 14 = 14 · 4
Номер 2.
Какой знак арифметического действия надо записать в кружок, чтобы равенство 15 · 3 = 3 ◯ 15 стало верным?
Варианты ответов:
«+» «=» «·» «:»
Ответ: «·»
Пояснение: в кружок нужно записать знак «·», потому что от перестановки мест множителей значение произведения не меняется.
Номер 3.
Укажи произведение чисел 3 и 9.
Варианты ответов:
21 32 27
Ответ: 27
Пояснение: произведение чисел 3 и 9 равно 27, потому что 3 · 9 = 27
Номер 4.
Укажи частное чисел 18 и 6.
Варианты ответов:
3 2 6
Ответ: 3
Пояснение: частное числе 18 и 6 равно 3, потому что 18 : 6 = 3
Номер 5.
Какое число надо записать в окошко, чтобы равенство 14 : 2 = ⬜ : 3 стало верным?
Варианты ответов:
18 21 24
Ответ: 21
Пояснение: в квадратное окошко нужно записать число 21, потому что 14 : 2 = 21 : 3
Номер 6.
Какой знак действия надо записать в кружок, чтобы получить верное равенство? 4 · 3 = 6 ◯ 2
Варианты ответов:
«+» «·» «-» «:»
Ответ: «·»
Пояснение: в кружок нужно записать знак «·», потому что 4 · 3 = 6 · 2
Номер 7.
В каком варианте ответа порядок действий указан правильно?
Варианты ответов:

Ответ: Во втором
Пояснение: порядок действий указан верно во втором выражении, потому что сначала выполняется вычитание в скобах, затем умножение и, наконец, вычитание.
Номер 8.
Укажи верное значение числового выражения 40 + (15 - 7) · 2
Варианты ответов:
41 56 61
Ответ: 56
Пояснение: значение выражения равно 56, потому что 40 + 8 · 2 = 40 + 16 = 56
Номер 9.
Каким действием решается задача? Выбери знак.
«12 тетрадей разложили в 3 папки поровну. Сколько тетрадей в одной папке?»
Варианты ответов:
«+» «·» «-» «:»
Ответ: Делением «:»
Пояснение: задача решается делением, потому что 18 : 6 = 3 (к.) – заняли эти кубики.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.