Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 120

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 120

Проверь себя

Номер 1.

Подготовьте сообщение на тему «Какую роль выполняет глагол в нашей речи?».

Ответ:

    Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
    Глагол — одна из самостоятельных частей речи, которая в предложении выполняет функцию сказуемого.
    Глаголы могут обозначать действия движения (прибежать, приехать, накрывать), звуков (мяукать, смеяться, выть), мыслей (думать, мечтать), эмоций и состояний (болеть, грустить, отчаиваться).
    Глаголы помогают не только выражать какие-то действия предметов, но и рассказывать истории. По их присутствию в тексте даже можно понять, к какому типу он относится, ведь только в тексте повествования глаголы будут преобладать над другими частями речи, потому что они «рассказывают» историю.
    Некоторые глаголы могут помочь представить, увидеть, услышать предметы и явления, о которых говориться в тексте. Поэтому их роль в пейзажных зарисовках — создавать атмосферу того явления, о котором рассказывает автор.
    Если говорить о грамматических признаках глаголов, то у глаголов есть время: настоящее (что делает?), будущее (что будет делать?) и прошедшее (что делал?). А есть еще и неопределенная форма — форма, в которой по вопросу глагола нельзя сказать, кто именно выполняет действие, действие просто выполняется. Вопросы глаголов в неопределенной форме могут быть: что делать? и что сделать? из-за того что видов глаголов тоже существует два: совершенный и несовершенный. Глаголы неопределенной формы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? глаголы неопределенной формы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?
    Глаголы также имеют спряжение: I и II. Спряжение — изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Глаголы II спряжения имеют окончания: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят.
    Определяют лицо и число глагола по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.
    Спряжение глагола определяется немного иначе:
    Ко II спряжению относятся:
    1. Глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, то есть, имеют суффикс -и-.
    2. Глаголы-исключения: (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть).
    К I спряжению относятся:
    1. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть.
    2. Глаголы — исключения: брить и стелить.
    Безударное личное окончание глагола — орфограмма, поэтому необходимо знать и помнить алгоритм, как правильно написать такое окончание.
    Наконец, существуют возвратные глаголы — глаголы, которые указывают действия, направленные на себя, т. е. говорящего. Признаком возвратности является суффикс -ся, -сь.

Номер 2.

Прочитайте. Расположите глаголы-синонимы по степени усиления действия.

а) трусить, страшиться, бояться;
б) пылать, гореть, пламенеть.

Ответ:

а) страшиться, трусить, бояться;
б) пламенеть, гореть, пылать

Номер 3.

Выпишите из орфоэпического словаря учебника глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них ударение. Образуйте от любого глагола все формы времени.

Ответ:

Балова́ть, баловат́ься
Брать
Дать
Запломбирова́ть
Кле́ить
Облегчи́ть
Повтори́ть
Позвони́ть
Положи́ть
Понят́ь
Премирова́ть
Углуби́ть
Образую все формы времени: понять — понял (прош. вр.) — понимает (наст. вр.) — поймет (буд. вр.)

Номер 4.

Скажите, в чем сходство и различие в грамматических признаках глаголов, употребленных в данной загадке.

    Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. «Проверь себя», Номер 4

Номер 5.

Прочитайте. Допишите окончания глаголов в форме второго лица единственного числа. Над глаголами укажите спряжение.

    (Ты) кле..., рису..., ход..., смотр..., дремл..., стро..., дыш..., увид..., реж..., услыш..., помн..., вяж..., напиш..., умыва...ся.

Ответ:

Клеишь — н. ф. «клеить», значит, II спр.
Рисуешь — н. ф. «рисовать», значит, I спр.
Ходишь — н. ф. «ходить», значит, II спр.
Смотришь — н. ф. «смотреть», глагол-исключение, II спр.
Дремлешь — н. ф. «дремать», значит, I спр.
Строишь — н. ф. «строить», значит, II спр.
Дышишь — н. ф. «дышать», глагол-исключение, II спр.
Увидишь — н. ф. «увидеть», глагол-исключение, II спр.
Режешь — н. ф. «резать», значит, I спр.
Услышишь — н. ф. «услышать», глагол-исключение, II спр.
Помнишь — н. ф. «помнить», значит, II спр.
Вяжешь — н. ф. «вязать», значит, I спр.
Напишешь — н. ф. «написать», значит, I спр.
Умываешься — н. ф. «умываться», значит, I спр.

Номер 6.

Прочитайте пословицы. Объясните, в каких глаголах пропущено буквосочетание -тся, а в каких -ться.

1.Что летом роди..., то зимой пригоди... .
2.Кто любит труди..., тому без дела не сиди... .
3.Нужно наклони..., чтобы из ручья воды напи... .

Ответ:

Буквосочетание -тся пишется, когда в вопросе к глаголу нет мягкого знака, а -ться — когда мягкий знак в вопросе есть.
1. Что летом родится (что сделает?), то зимой пригодится (что сделает?).
2. Кто любит трудиться (что делать?), тому без дела не сидится (что делается?).
3. Нужно наклониться (что сделать?), чтобы из ручья воды напиться (что сделать?).

  • Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквосочетания.
Ответ:

1. Что летом родится, то зимой пригодится.
2. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Номер 7.

Прочитайте. Письменно разберите любой глагол по составу и как часть речи.

Напишешь пером, не вырубишь и топором.

Ответ:

Напишешь — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделаешь?». Н. ф. — написать. I спр., в буд. вр., в 2-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 120

Предложение и словосочетание

Номер 247.

Вспомните, что такое предложение и что такое словосочетание. Как их различить? А что такое грамматическая основа предложения? Как ее найти в предложении?

Ответ:

    Предложение – одно слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Выражают законченную мысль.
    Словосочетание – соединение двух слов, связанных между собой подчинительной связью, т. е. есть слово главное, а есть – зависимое. При этом от главного слова можно задать вопрос к зависимому.
    Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое.
    Подлежащее – член предложения, которые отвечает на вопросы кто? что?, выражающий предмет, а сказуемое – член предложения, отвечающий на вопрос что делать? что сделать?, выражающий действие предмета.
    Именно по этим признакам и можно найти грамматическую основу в предложении.

Номер 248.

Прочитайте.

    Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
М. Горький

  • Докажите, что вы прочитали предложение.
  • Запишите предложение по памяти. Проверьте себя.
  • Подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.
Ответ:

Это предложение потому что:
1) все слова связны между собой по смыслу;
2) выражают законченную мысль;
3) слова объединены грамматически.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Словосочетания:
Над равниной (какой?) седой
Равниной (чего?) моря
Собирает (что?) тучи
Собирает (где?) над равниной

Номер 249.

Прочитайте. Объясните, как составить предложения из данных слов. Запишите составленные предложения.

    1. Верный, коня, звали. 2. Щипал, он, на, лужке, траву. 3. Вдруг, ему, на, галка, села, и, молодую, шерсть, стала, спину, выщипывать. 4. Птица, взад, поскакивала, вперед, спине, и, по, конской. 5. Верный, не, даже, поднимал, головы. 6. Он, траву, и, усердно, махал, ел, только, хвостом. 7. Галка, шерсти3, и, улетела, набрала, клюв, полный.
По В. Белову

Ответ:

Чтобы составить предложения из данных слов, нужно расставить их по логическому порядку, связать по смыслу, изменив некоторые слова по форме.

1. Коня звали Верный.
2. Он щипал на лужке траву.
3. Вдруг ему на спину села галка и стала выщипывать молодую шерсть.
4. Птица поскакивала взад и вперед по конской спине.
5. Верный даже не поднимал головы.
6. Он ел траву и только усердно махал хвостом.
7. Галка набрала полный клюв шерсти и улетела.

  • Докажите, что предложения составляют текст. Определите тему текста, подберите к нему название.
Ответ:

Предложения составляют текст, поскольку связаны друг с другом по смыслу и объединены общей темой и основной мыслью.
Тема: конь Верный и назойливая галка.
Название: Невозмутимый конь.

Разбор слова как части речи:
Шерсти – сущ., чего?, н. ф. – шерсть, нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в Р. п., в ед. ч., вт. чл. (дополнение)

Номер 250.

Вспомните, какие члены предложения называются главными, а какие – второстепенными. Какова их роль в предложении? А что такое однородные члены предложения? Какие члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры.

Ответ:

    Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое – действие этого предмета.
    Второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство. Они распространяют главные члены предложения, т.е. наделяют их новыми признаками: как происходит действие, какими свойствами обладает предмет.
    Однородные члены – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Могут быть главными и второстепенными.
    Например:
1. Однородные подлежащие: Маша и Вика быстро побежали в школу.
2. Однородные сказуемые: Мажа бежала и смеялась всю дорогу.
3. Однородные определения: Маша была красивой и умной девочкой.
4. Однородные обстоятельства: Маша бежала быстро, вприпрыжку.
5. Однородные дополнения: Ветер гонял листья и травинки.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх