Номер 225.
Прочитайте. Говорите правильно!
Был – не́ был, не была́, не́ было, не́ были;
жил – не́ жил, не жила́, не́ жило, не́ жили;
дал – не́ дал, не дала́, не́ дало, не́ дали.
Частица не – обозначает отсутствие действие.
Номер 226.
Прочитайте.
Просьба библиотечной книги
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.
Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим. (побудительное)
Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид. (побудительное)
Не трогайте, не делайте.
1. Не вырывайте из меня страниц. История будет не полной, если ты заберешь мою часть.
2. Не используй меня не по назначению. Я книга, а не предмет игр и развлечений – башни строить из меня нельзя.
3. Возвращай меня вовремя! Другие тоже хотят узнать мою историю.
Номер 227.
Прочитайте начало каждого побудительного предложения. Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет.
1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на … . 2. Не разжигай костер … . 3. Не переходи улицу … . 4. Не ломай … . 5. Не разоряй … . 6. Не бери … . 7. Не оставляй … . 8. Не откладывай на завтра то, что … .
1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на сиденье, если в автобусе стоит пожилой человек.
2. Не разжигай костер в сухую погоду.
3. Не переходи улицу в неположенном месте.
4. Не ломай ветви деревьев.
5. Не разоряй гнёзда птиц.
6. Не бери чужие вещи.
7. Не оставляй незатушенный костер в лесу.
8. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не говори о людях у них за спиной!
Обратите внимание! Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повторил – не повторил, звонил – не звонил.
Номер 226.
Прочитайте в учебнике Памятку 5 «Порядок разбора глагола» (с. 143–144). Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор глагола как части речи.
Номер 227.
Прочитайте.
1. По синему-синему небу плыли3 облака, словно кучи снега. (А. Н. Толстой) 2. Отцвела черемуха, зацвела сирень. (Н. Рыленков) 3. Лист зеленеет молодой. (Ф. Тютчев) 4. Скоро степи запестреют3, скоро светлая весна! (И. Бунин) 5. Выплыло на небо красное солнышко. (К. Ушинский) 6. Растаял3 снег среди полей. (С. Дрожжин)
О б р а з е ц. Плыли – это глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делали? Неопределённая форма – плыть. Употреблён в прошедшем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым: облака (что делали?) плыли.
Ответ:
Устно:
Запестреют – это глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделают? Неопределенная форма – запестреть. Употреблён в будущем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым: Скоро степи (что сделают?) запестреют.
Письменно:
Запестреют – гл.(что сделают?). Н. ф. – запестреть. В будущ. вр., во мн.ч. Сказ.
Плыли – гл. (что делали?). Н. ф. – плыть. В прош. вр., во мн. ч. Сказ.
Растаял – гл. (что сделал?). Н. ф. – растаять. В прош. вр., в ед. ч. Сказ.
Номер 228.
Что дано в скобках: предлог или приставка?
(С)гор (с)б..гали г..в..рливые2 руч..йки. 2. (На)полях (за)з..л..нели озимые хлеба. 3. (За)цвели голубен..кие (под)снежники2. 4. С..нички вес..ло (пере)л..тали3 (с)ветки (на)ветку. 5. (За)пели (над)руч..ями г..л..систые сол.. вьи4.
В скобках даются и предлоги, и приставки.
говорливые - прил., подснежники - сущ.
Перелетали – глагол, обозначает действие предмета. Отвечает на вопрос что сделали? Неопределенная форма – перелететь. Употреблен в прошедшем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым.
Запели – гл. (что сделали?). Н. ф. – запеть. В прош. вр., во мн. ч. Сказ.
Запели над ручьями голосистые соловьи.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О соловьях) В предложении слово соловьи отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (запели) Слово запели отвечает на вопрос что сделали? Значит, слово запели – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее соловьи и сказуемое запели – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: соловьи (какие?) голосистые - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: запели (над чем?) над ручьями - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Значит, в предложении 2 словосочетания: запели над ручьями, голосистые соловьи.
7. Записываю полную схему разбора предложения в тетрадь.
Памятка 5. Порядок разбора глагола
1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблён в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?
2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.
3. Определите признаки глагола: время, число; род (для глаголов в прошедшем времени, в единственном числе); роль в предложении.
Образец устного разбора
Дре́млет чуткий камыш.
Дре́млет – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Неопределённая форма – дремать. Употреблён в настоящем времени, в единственном числе. В предложении является сказуемым:
камыш (что делает?) дремлет.
Образец письменного разбора
Дремлет – гл. (что делает?). Н. ф. – дремать. В наст, вр., в ед. ч. Сказ.
Напишите свой комментарий внизу страницы.