Русский язык 8 класс учебник Бархударов ответы – упражнение 505

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л.Ю. и др.
  • Без частей.
  • Год: 2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Задание 505.

Подготовьте проект по теме «Русские лингвисты о синтаксисе».

   Тип проекта: информационный, групповой. Рассчитан на две недели.
   Продукт проекта: устное выступление и презентация.
   Обсудите в группе формулировку темы проекта, возможность уточнения темы, а также цели и задачи проекта в соответствии с темой; определите, как вы будете реализовывать поставленные задачи (составьте план вашей исследовательской деятельности); подготовьте текст выступления и презентацию. Особое внимание обратите на иллюстративный материал в презентации; это могут быть схемы, таблицы, фотографии, сопровождающие текст. Не забудьте сформулировать выводы о проделанной работе и подготовить заключение.

Ответ:

   «Русские лингвисты о синтаксисе».

   Тип проекта: информационный, групповой.
   Тема проекта – «Александр Матвеевич Пешковский как основоположник современной науки о синтаксисе».
   Цель – оценить вклад. А. М. Пешковского в науку о языке.
   Задачи: 1) изучить специальную литературу; 2) уточнить значение неизвестных терминов; 3) сравнить информацию о лингвисте в разных источниках; 4) подготовить текст выступления.
   Этапы работы: 1) анализ данных в Интернете; 2) подбор иллюстративного материала; 3) составление реферата.

   Александр Матвеевич Пешковский как основоположник современной науки о синтаксисе

   Александр Матвеевич Пешковский родился в Томске в 1878 году. Учился на естественном и на историко-филологическом факультетах Московского университета, изучал естествознание в Берлинском университете. В 1906 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Всегда гордился тем, что был учеником и последователем Ф. Ф. Фортунатова и В. К. Поржезинского. Кроме научной деятельности, был педагогом, поэтому все свои исследования последовательно адаптировал к методике преподавания русского языка в школе.
   Наиболее известна и популярна его многократно переиздававшаяся монография «Русский синтаксис в научном освещении» (1914, 1928 годы издания). Книгу отличает простота и изящество слога, особый научно-художественный стиль. Сложные вопросы русского синтаксиса раскрываются в ней доступной для школьников форме, пониманию теории способствуют оригинальные метафоры и сравнения. Многие проблемы, которые затронуты в этом пособии, не рассматривались представителями консервативной русистики, поэтому Пешковский стал первопроходцем в этих вопросах и совершил ряд важных для развития науки открытий
   Главным вкладом Пешковского в лингвистику стало представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление рассматривать синтаксические конструкции не только с точки зрения их структуры, но и с точки зрения значения, которое они выражают. Именно Пешковский вводит понятие «обособление второстепенных членов».
   Пешковский создал теорию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей.
   Пешковский широко использовал лингвистический эксперимент, не ограничиваясь наблюдением, и «отрицательный» языковой материал.
   Он изучал «малый синтаксис» – структуру идиоматичных синтаксических конструкций, опередив науку почти на сто лет.
   Пешковский изучал особенности русской интонации. В ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) он последовательно доказал её фундаментальную роль для описания русского синтаксиса. Он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством там, где предлоги, окончания и порядок слов «не дорабатывают».
   Пешковский первым представил синхронное описание грамматической системы языка, связывая ее с особенностями культуры и менталитета народа.
   В качестве основных единиц грамматики Пешковский выделил слово и словосочетание. Интересен его взгляд на предложение: «Предложение – это словосочетание, имеющее в своём составе сказуемое, или указывающее своим формальным составом на опущенное сказуемое, или, наконец, состоящее из одного сказуемого». По Пешковскому, основной признак предложения – сказуемость.
   Пешковский предлагает выделять части речи не только на основании морфологических показателей слов, но и на основании сочетаемости с другими словами.
   А. М. Пешковский ввел в лингвистический обиход понятие сложного целого. По его словам, чем сложнее та синтаксическая единица, на которую наслаивается интонация и ритм, тем больше их роль в языке. Под сложным целым А. М. Пешковский понимал «сочетание предложений, соединенных союзами, союзными словами или союзными синтаксическими паузами и не разъединенных разделительными синтаксическими паузами».
   Изучая труды М. Пешковского сейчас и сравнивая их с содержанием современных школьных учебников, можно понять, насколько большую роль сыграл Пешковский в развитии лингвистики и методики преподавания русского языка.

Учебник по русскому языку 8 класс. Авторы: Бархударов, Крючков. 2024-2025 год.
Конец страницы
Переход на другие номера Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.