Русский язык 8 класс учебник Бархударов ответы – упражнение 426

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л.Ю. и др.
  • Без частей.
  • Год: 2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Задание 426.

Сравните два отрывка из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а в сцене схватки с барсом предпочитает глаголы в спрягаемых формах? Обоснуйте ваше мнение. Какие лингвистические термины вы используете для аргументации? Внимательно выслушайте мнение участников других групп, выскажите своё отношение к их версиям. По окончании обсуждения напишите небольшое сочинение-рассуждение.

I. Держа кувшин над головой,
   Грузинка узкою тропой
   Сходила к берегу. Порой
   Она скользила меж камней,
   Смеясь неловкости своей.
   И беден был её наряд;
   И шла она легко, назад
   Изгибы длинные чадры откинув.
II. Я ждал. И вот в тени ночной
   Врага почуял он, и вой
   Протяжный, жалобный как стон
   Раздался вдруг... и начал он
   Сердито лапой рыть песок,
   Встал на дыбы, потом прилёг,
   И первый бешеный скачок
   Мне страшной смертию грозил...
   Но я его предупредил.
   Удар мой верен был и скор.
   Надёжный сук мой, как топор,
   Широкий лоб его рассёк…

Ответ:

   Данные отрывки по своему содержанию и отношению лирического героя представляют собой разные типы речи. Первый отрывок – это описание действий. Ни лирическому герою, ни, соответственно, читателям, не важно, какая история происходила с грузинкой. Мы просто наблюдаем за ней, любуемся красотой ее движений. Чтобы описать их, автор прибегает к использованию деепричастий. Таким образом ее движения показаны живыми, динамичными. Но при этом сохраняется определенная статичность образа, его легко запечатлеть в картине. Второй отрывок – это повествование. В сцене битвы мцыри не наблюдает, а действует. Каждое движение – это акт борьбы, это проявление жизненной силы. Столько лет он рос статично, подобно цветку, что сейчас нет добавочных, дополнительных действий. Каждое из них важно, в каждом – проявление его воли. Поэтому нет деепричастий, поэтому преобладают глаголы совершенного вида – действие стремительно развивается, оно имеет начало и конец, как и жизнь.

   Лингвистические термины: тип речи, описание, повествование, деепричастие, добавочное действие, глагол, совершенный вид.

   Сочинение

   Может ли использование той или иной части речи быть средством выражения авторской идеи в художественном тексте? Бесспорно, да. Чтобы подтвердить это, сравним два отрывка из поэмы Лермонтова «Мцыри»:

I. Держа кувшин над головой,
   Грузинка узкою тропой
   Сходила к берегу. Порой
   Она скользила меж камней,
   Смеясь неловкости своей.
   И беден был её наряд;
   И шла она легко, назад
   Изгибы длинные чадры откинув.
II. Я ждал. И вот в тени ночной
   Врага почуял он, и вой
   Протяжный, жалобный как стон
   Раздался вдруг... и начал он
   Сердито лапой рыть песок,
   Встал на дыбы, потом прилёг,
   И первый бешеный скачок
   Мне страшной смертию грозил...
   Но я его предупредил.
   Удар мой верен был и скор.
   Надёжный сук мой, как топор,
   Широкий лоб его рассёк…

   Данные отрывки по своему содержанию и отношению лирического героя представляют собой разные типы речи. Первый отрывок – это описание действий. Ни лирическому герою, ни, соответственно, читателям, не важно, какая история происходила с грузинкой. Мы просто наблюдаем за ней, любуемся красотой ее движений. Чтобы описать их, автор прибегает к использованию деепричастий. Таким образом ее движения показаны живыми, динамичными. Но при этом сохраняется определенная статичность образа, его легко запечатлеть в картине.
   Второй отрывок – это повествование. В сцене битвы мцыри не наблюдает, а действует. Каждое движение – это акт борьбы, это проявление жизненной силы. Столько лет он рос статично, подобно цветку, что сейчас нет и не может быть добавочных, дополнительных действий. Каждое из них важно, в каждом – проявление его воли. Поэтому нет деепричастий, поэтому преобладают глаголы совершенного вида – действие стремительно развивается, оно имеет начало и конец, как и жизнь.
   Если продолжить рассуждение, то можно сказать, что в момент встречи с грузинкой мцыри отказывается от истинной жизни, от красоты. За ней он предпочитает только наблюдать из укрытия, ведь настоящей жизнью он считает борьбу, риск, смертельную опасность. Покой пугает его, заставляет скрываться, убегать. Опасность заставляет дышать, действовать.
   Значит, используя деепричастия и глаголы в спрягаемых формах, Лермонтов подводит нас к идее смысла жизни своего героя: он ищет не жизни и ее продолжения, он стремится к концу, к смерти.

Конец страницы
Переход на другие номера Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.