Русский язык 8 класс учебник Бархударов ответы – упражнение 246
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л.Ю. и др.
- Без частей.
- Год: 2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Задание 246.
Послушайте отрывок из речи И. Тургенева на открытии памятника А. Пушкину в Москве. Какие особенности ораторской речи отражены в этом тексте? Найдите средства установления контакта со слушателями. Какие средства выразительности речи использует писатель? Выпишите из текста устаревшие слова и выражения. С какой целью они использованы в ораторской речи?
Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на празднование которого собралось так много наших лучших людей, представителей земли, правительства, науки, словесности и искусства, – это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов.
Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом, – так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! <...> Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! – и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник – учителю».
Особенности ораторской речи в данном отрывке: пафос (памятник Пушкину – памятник великому учителю), обращение к публике (обобщающее «мы», «наш»), эмоциональность (риторические восклицания, экспрессивная и высокая лексика), воздействие на эмоции слушателей (речь вызывает чувство гордости), призывность.
Средства установления контакта со слушателями: использование обобщающего «мы» (я, оратор, и вы, слушатели, мы вместе чувствуем и думаем одно и то же), скрытые комплименты слушателям (вся образованная Россия, так много наших лучших людей), указание на род деятельности участников для более узкой адресности (представители земли, правительства, науки, словесности и искусства).
Средства выразительности: книжная лексика (сооружение, представляется данью любви, один из самых достойных членов общества), высокая лексика (потомок, воздвигнутый, изваяние, грядущий), ряды однородных членов и однородное подчинение придаточных, лексический повтор (сооружение, будем надеяться), гипербола (вся образованная Россия), метонимия (Россия = люди), метафоры (сияй), риторические восклицания, риторическое обращение (благородный медный лик), устойчивые метафоры (в самом сердце столицы), устаревшие слова (гласи, лик), сравнение-аналогия с Шекспиром, вводные конструкции (будем надеяться), употребление относительных прилагательных в значении качественных (более русским), эпитеты (бессознательно лепечущих), антонимы (сознательно – бессознательно), синонимы (памятник, изваяние), перифраза (простой народ – крестьянство и ремесленники).
Устаревшие слова и выражения: представители земли (в знач. земство), лик, гласи, чтец (в знач. читатель), уста. Устаревшая лексика, наряду с высокой, создает высокий пафос речи, подчеркивает вневременную значимость идей автора.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.