Русский язык 7 класс учебник Баранов, Ладыженская 1 часть ответы – номер 313

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Часть: 1.
  • Год: 2023-2025.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Номер 313.

   Озаглавьте текст и определите, к какой функциональной разновидности языка он относится. Что изменилось в составе слов пешком и мельком? Каким способом они были образованы в древнерусском языке? Спишите.
   В каком значении использовано выделенное слово? Какие ещё значения этого слова вам известны?
   Приведите свои примеры из истории слов русского языка (при затруднении обратитесь к справочникам и Интернету). Какие свойства русского языка подтверждают эти исторические примеры?

   В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже – пешком и мельком – перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а мельком – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс -ом.
   Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие пешком теперь мы связываем по смыслу с прилагательным пеший и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие мельком связываем по смыслу с глаголом мелькать и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом.

Ответ:

   Заголовок: происхождение наречий «пешком» и «мельком».

   Функциональная разновидность языка – учебно-научный стиль.

   Изначально наречия пешком и мельком были образованы от существительных пешек и мельк, то есть суффикс -ом в них когда-то был окончанием творительного падежа существительных. В современном языке мы образовываем эти слова от прилагательного пеший и глагола мелькать, а суффикс -ом уже не воспринимаем как бывшее окончание существительного.

   Слово связывать в тексте употреблено в значении «устанавливать взаимосвязь между явлениями, объяснять что-то какими-то причинами». Другие значения этого слова: 1. завязывая, скреплять, соединять одно с другим; 2. устанавливать общение, связь между кем-либо или чем-либо; 3. объединять мыслью, устанавливать общее, близкое, какую-нибудь зависимость между одним и другим; 4. стянув чем-нибудь, лишать свободы движений; 5. лишать возможности действовать свободно; стеснять обязанностями, заставлять поступать в зависимости от чего-нибудь; 6. изготовлять вязкой; 7. выводить из свободного состояния.

   Мало кто из носителей современного языка замечает родственную связь слов ребенок и работа, но произошли они от одной праславянской основы, имеющей значение «бесправный человек». И если на уровне языкового чутья мы еще связываем слова работа и раб, то со словом ребенок родственная связь уже не прослеживается. В слове ребенок мы выделяем корень -реб-, определяя общую часть в разных суффиксальных образованиях (ребенок, ребята), но не подбирая однокоренные слова. А в слове работа, согласно словарю Тихонова, уже выделяется корень -работ-, так как слабо прослеживается связь со словом раб. Таким образом, морфемный состав слова во многом зависит от того, насколько «далеко» мы способны прочувствовать родственную близость слов, а различия в написании корней усиливают этот разрыв и приводят к упрощению основ.

Морфологический анализ:
1. (В) обоих (в скольки?) – имя числительное. Общее грамматическое значение – количество предметов.
2. Начальная форма – оба.
3. Постоянные признаки: простое, количественное, собирательное.
4. Непостоянные признаки: предложный падеж.
5. Синтаксическая роль: был (где?) в обоих наречиях.

Конец страницы
Переход на другие номера Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.