Русский язык 7 класс учебник Баранов, Ладыженская 1 часть ответы – номер 291

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Часть: 1.
  • Год: 2023-2025.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Номер 291.

Прочитайте текст. О чём он? Можно ли считать этот текст завершённым? Определите, к какой функциональной разновидности языка он относится. Подберите заголовок. С помощью каких средств автор передаёт восторженное состояние мальчика? Спишите два первых абзаца, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Какую роль в тексте выполняют деепричастия? К выделенному слову подберите синонимы. Остальные орфограммы объясните устно.

   Петя решил на прощание наскоро выкупаться. Но едва мальчик разбежавшись бултыхнулся в море и поплыл на боку, ра..талкивая прохладную воду к..ричневым атласным плеч..ком как тотчас забыл всё на свете.
   Сперва переплыв пр..брежную глубину Петя добрался до первой мели. Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено6 в воде ра..глядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна. …Петя и..пустил вопль восторга и ринувшись с мели в глубину занялся своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами.
   Какое это было упоение!
   На глубине перед изумлённо ра..крытыми глазами3 мальчика возник дивный мир подводного царства. <…> Среди корней рогами ра..ставив страшные клешни проб..рался боком большой старый краб. Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. Пусть себе ползёт, невелика редкость. Гораздо интереснее казались морские коньки. Как раз (не)большая их стайка появилась среди водорослей. С точёными мордочками и гру..ками – ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закруче(н, нн)ым вперёд, – они плыли стоймя прямо на Петю, распустив перепончатые плавники крошечных подводных драконов. Как видно, они совсем не предпол..гали, что могут в такой ранний час наткну(т, ть)ся на охотника. Сердце мальчика забилось от радости. У него в коллекции был всего один морской конёк, и то какой-то сморще(н, нн)ый, трухлявый. А эти были крупные, красивые, один в одного. Было бы б..зумием пропустить такой исключительный случай. Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать п..больше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увид..л на обрыве отца.
   (В. Катаев. «Белеет парус одинокий»)

Ответ:

   В тексте рассказывается о мальчике, который плавал море, рассматривая подводный мир.

   Последнее предложение «Но вдруг он увидел на обрыве отца» указывает на смысловую незавершённость текста, готовит читателя к дальнейшему развитию действия.

   Функциональная разновидность языка – художественный стиль: автор использует эпитеты, метафоры, несобственно прямую речь, чтобы передать ощущения героя.

   Заголовок – «Прощание с морем».

   Восторженное состояние мальчика автор передаёт при помощи эпитетов («изумлённо раскрытые глаза», «дивный мир», «исключительный случай»), восклицательной конструкции («какое это было упоение!»), метафоры («сердце забилось от радости»), эмоционально окрашенных выражений (испустил вопль восторга), антитезы (сравнение морских коньков).

   Петя решил на прощание наскоро выкупаться. 1Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым (непр.) атласным плечиком (плечика), 2как тотчас забыл всё на свете.
   Сперва переплыв прибрежную (близость) глубину, Петя добрался до первой мели. Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна. …Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами.

   Деепричастия характеризуют движение героя, передают его эмоции, делают текст живым, выразительным, помогают читателю оказаться внутри событий.

   Бултыхнулся – нырнул, шлёпнулся, плюхнулся.

Орфограммы:
   Раскрытыми, расставив – перед глухими согласными на конце приставок на з/с пишется буква с.
   Пробирался – в корне с чередованием гласных -бер-//-бир- перед суффиксом -а- пишется и.
   Небольшая – к прилагательному можно подобрать синоним (маленькая), поэтому оно пишется слитно с не.
   Грудками – парную согласную можно проверить сильной позицией в однокоренном слове грудинка.
   Закрученным, сморщенный – слова образованы от глаголов совершенного вида (закрутить и сморщить), значит, это причастия и в их суффиксах пишется НН.
   Предполагали – в корне с чередованием гласных -лаг-//-лож- перед суффиксом -а- пишется а.
   Наткнуться – на конце глаголов в форме инфинитива пишется сочетание -ться (что сделать?).
   Безумием, побольше – гласные в приставках без- и по- неизменяемые.
   Увидел – в форме прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в форме инфинитива (увидеть).

Морфологический анализ:
1. (Перед) глазами (чем?) – имя существительное. Общее грамматическое значение – предмет.
2. Начальная форма – глаз.
3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужской род, 2 склонение.
4. Непостоянные признаки: множественное число, творительный падеж.
5. Синтаксическая роль: возник (где?) перед глазами.

Лексический анализ:
Прогуливаясь по колено
1. Колено – сустав ноги, соединяющий бедренную кость с берцовыми, а также часть ноги от этого сустава до таза.
2. Многозначное слово.
3. Прямое значение.
4. Синоним – коленный сустав.
5. Исконно русское.
6. Общеупотребительное.
7. Нейтральное.
8. Активный словарный запас.
9. Встать с колен; море по колено.

Конец страницы
Переход на другие номера Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.