Номер 26.
Составьте простой план и перескажите кратко основное содержание текста из упр. 25. Запишите два последних абзаца. Выполните взаимопроверку. Как вы относитесь к напутствию В. Сухомлинского? Согласны ли вы с ним?
Ответ:План
1. Влияние слова на человека.
2. Молчание, слово и предательство.
3. Мудрое и глупое слово.
4. Слово и мнение о человеке.
5. Слово как путеводная звезда.
6. Задача слова – нести добро и красоту.
Пересказ. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может быть нежным поцелуем, благоухающим цветком и ранящим кинжалом, ушатом холодной воды. Слово оборачивается поступками даже там, где его нет. Иногда мы видим позорное молчание там, где нужно острое, честное слово. Иногда мы слышим слово, которое должно было хранить тайну. Это предательство, самый гнусный поступок. Мудрое, доброе слово приносит радость, глупое и злое – беду. Словом можно убить и оживить, излечить и ранить. Умей понять, когда человеку необходимо твое слово, а когда – твое молчание. Одно единственное слово может создать впечатление о тебе как о болтуне и хаме. Нужно стремиться к тому, чтобы слова были подобны путеводным звездам, несли в себе добро, справедливость и красоту.
Списывание. Есть слова яркие и неугасающие, как вечные звёзды, указывающие человеку путь. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова были путеводными звёздами. Не будет огонька у вас – вам никогда не зажечь его у других. Каждое наше слово должно нести в себе добро, справедливость, красоту.
Я полностью согласен с напутствием Сухомлинского, потому что часто сталкиваюсь с бестактностью и грубостью окружающих. Не всегда это происходит со зла, но внутренняя агрессия этих людей портит настроение, иногда пугает, расстраивает, заставляет усомниться в своих силах и способностях. И как хорошо потом поговорить с вежливыми, доброжелательными, тактичными людьми, которые очень аккуратно подбирают слова, не говорят и не спрашивают лишнего, замечают, если какая-то тема мне неприятна. Я очень стараюсь быть таким же, как эти люди, потому что прекрасно понимаю, как мы зависим от общения и оценки окружающих.
Контрольные вопросы.
1. Русский язык как государственный закреплен в Конституции Российской Федерации.
2. Он является государственным, так как на этом языке говорит русский народ, составляющий основную часть населения России, это самый распространенный язык в нашей стране.
3. В нашей стране проживает несколько десятков национальностей (цыгане, чукчи, таджики и т. д.). Все они говорят на своих родных языках, но при межнациональном общении выбирают русский, так как его знают или обязаны знать абсолютно все граждане России.
4. На русском языке написаны все законы Российской Федерации, Конституция, Уголовный, Административный и другие кодексы, аттестаты и дипломы об образовании, больничные листы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, СНИЛСы и полисы медицинского страхования.
5. Русский язык относится к развитым, так как его грамматическая структура и лексический запас позволяют обслуживать все сферы деятельности человека: быт, науку, закон, политику, искусство и т. д.
6. Литературный язык – это обработанный нормативный язык, понятный абсолютно всем его носителям. Он отличается красотой, благозвучием и правильностью.
7. Выделяют орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические (морфологические, словообразовательные, синтаксические) и пунктуационные нормы литературного языка.
8. При общении следует соблюдать нормы литературного языка, так как в русском языке смысл высказывания зависит не только от значения слов и их сочетаний, но и от грамматической структуры предложения. Также ошибки в речи (устной и письменной) могут быть неприятны нашим собеседникам, восприниматься ими как неуважение. Неграмотная речь создает неприглядное впечатление о нас (если мы используем грубые слова, например). И конечно же, неграмотная речь затрудняет понимание, иногда совершенно невозможно понять, что хотел сказать человек, потому что он не смог построить предложение (это особенно заметно, если обратиться к комментариям в социальных сетях).
Напишите свой комментарий внизу страницы.