Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 1 часть ответы – номер 90

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицин А.Г.
  • Часть: 1.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания

Номер 90.

Сначала прослушайте и озаглавьте рассказ, затем прочитайте его. Правильно ли вы его озаглавили?

(1) В полях тает, а в лесу ещё снег лежит, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.
(2) Пришёл жаркий час снег незаметно подтаивает. И вот в полной лесной тишине как будто сама собой шев..льнётся еловая веточ(?)ка и закачается. А как раз под этой ёлкой спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточ(?)ка не может же сама собой шев..льнуться. Зайцу страшно. А тут на глазах его другая третья ветка шев..льнулась и подпрыгнула. Заяц метнулся побежал опять сел столбиком и слушает: откуда беда куда ему бежать?
(3) И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!
(4) И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса. (М. Пришвин)

1. Найдите в тексте те абзацы, из которых становится понятным, почему «жаркий час» страшен для зверей и птиц. Кратко сформулируйте основную мысль этих частей текста.
2. Прочитайте предложения, в которых автор смотрит на мир глазами своего персонажа – зайца.
3*. С какой целью в последнем предложении автор трижды повторил союз и?
4. Перепишите 2-й абзац, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие запятые. Обозначьте орфограммы на месте пропусков.
5. Устно перескажите текст от лица зайца.

Ответ:

Заголовок для текста: Жаркий час, Весна пришла.

1. (2) Пришёл жаркий час снег незаметно подтаивает. И вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно. А тут на глазах его другая третья ветка шевельнулась и подпрыгнула. Заяц метнулся побежал опять сел столбиком и слушает: откуда беда куда ему бежать?
(3) И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!
(4) И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Тает снег, поэтому все ветки и деревья кажутся живыми для зайца и птиц, так как они начинают двигаться от тяжести снега.

2. Автор смотрит на мир глазами зайца в предложениях:
– веточка не может же сама собой шевельнуться.
– откуда беда куда ему бежать?

3. Повторяющийся союз И имеет значение быстроты действий, движения.

4. (2) Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает. И вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно. А тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

Шевельнулась, шевельнётся, шевельнуться – шеве́лится.
Веточка – сочетание ЧК пишется без ь.

Номер 90.

Послушайте фрагмент рассказа «Картофельная собака» Юрия Иосифовича Коваля. О каком событии в нём говорится?

   Тузик был велик и чёрен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два жёлтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть.
   Наводить ужас на людей — вот было главное его занятие.
   Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. На всякий случай я держал Тузика на поводке.
   Шоссе было пустынно, только одна фигурка двигалась навстречу. Это была старушка-бабушка в платочке, расписанном огурцами, с хозяйственной сумкой в руке.
   Когда она поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я испуганно дёрнул поводок. Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался тихий крик: «Колбаса!»

1. Как вы думаете, чем могла закончиться эта история?
2. Какие типы речи сочетаются в тексте? С какой целью используется каждый из них?
3. Напишите подробное изложение прочитанного текста, дописав окончание истории.

Ответ:

   В этом тексте говорится о встрече одинокой старушки и огромной страшной собаки.
   Эта история может иметь несколько финалов: 1. Бабушка решила осмотреть сумку на предмет целостности и поняла, что забыла купить колбасу. 2. Бабушка заметила, что колбаса пропала и обвинила в этом собаку, а собака а) ее уже съела, б) несла в зубах, в) не трогала, г) выплюнула. 3. Бабушка решила воспользоваться случаем и потребовать колбасу с рассказчика.
   В тексте сочетаются описание и повествование. Описание необходимо, чтобы раскрыть суть конфликта, сделать его понятным.
   Тузик был велик и чёрен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два жёлтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть.
   Наводить ужас на людей было его главным занятием.
   Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. Я держал Тузика на поводке.
   Шоссе было пустынно, только старушка-бабушка в платочке, расписанном огурцами, с хозяйственной сумкой в руке шла нам навстречу.
   Когда она поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я испуганно дёрнул поводок. Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался тихий крик: «Колбаса!»
   Когда я услышал этот крик, сразу представил худшее - мой пес ограбил несчастную бабушку и забрал у нее колбасу. Я уже пошел обратно, готовясь приносить извинения и возмещать потери, как эта бабушка практически бегом проскочила мимо меня. По ходу она причитала "Как же так, колбасу-то, колбасу-то забыть! Какая же окрошка без колбасы! Ох, успеть бы до закрытия магазина..."
   Я облегченно вздохнул. Но на всякий случай заглянул в пасть к Тузику. Он не сопротивлялся, но явно обиделся - как я мог подумать о нем такое. О нем - самом воспитанном псе в мире. Неужели он способен украсть колбасу? Нет, нет, и еще раз нет.
   Мне стало стыдно. Пришлось тоже поспешить в магазин за колбасой, чтобы загладить вину.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.