Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 1 часть ответы – номер 87

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицин А.Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 87.
Прочитайте про себя фрагмент стихотворения С. Чёрного «Воробей». Что помогает понять, как автор относится к этим маленьким птичкам?
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, ещё чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
1. Как вы понимаете предложение «Глазки – бисер»? Что значит слово бисер? В каком значении оно употреблено в этом стихотворении?
2. Каково значение слова пичужка?
3. Выразительно прочитайте стихотворение. Как вы будете его читать: громко или тихо, бодро и весело или печально и ласково?
4. Сравните написание и произношение следующих слов: врозь – вкось, чуть-чуть – грудь, пичужка – вьюшкой. Почему один и тот же согласный звук обозначен разными буквами? При произнесении какого ещё слова из текста вы заметили оглушение звонкого согласного звука? Почему это происходит?
5. Перепишите текст стихотворения. Подчеркните слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.
6. В каких словах ь не обозначает мягкости предшествующего согласного? Какую роль выполняет ь в каждом случае? Приведите свои примеры.
Автор показывает своё тёплое отношение к воробьям с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Предложение «Глазки – бисер» значит маленькие, круглые глаза. Бисер – мелкие бусинки.
2. Пичужка – маленькая птичка.
3. Стихотворение нужно читать громко, бодро и весело.
4. В словах врозь – вкось, чуть-чуть – грудь, пичужка – вьюшкой один и тот же согласный звук обозначен разными буквами, так как происходит оглушение звонкого согласного. Так же оглушение звонкого согласного наблюдается в слове «глазки».
5. Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, ещё чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
6. В словах «воробьишка», «вьюшкой» разделительный мягкий знак. В слове «видишь» ь – показатель грамматической формы (глагол настоящего времени 2 лица, ед. числа).
Номер 87.
Вам предстоит создать сценарий фильма из цикла «Природа и животный мир России». Одна из серий по замыслу команды будет называться «Детский сад на океанском пляже». Прочитайте текст и объясните смысл названия серии.
Однажды мне предложили отправиться в экспедицию на Командорские острова — понаблюдать за северными морскими котиками, самыми многочисленными и интересными обитателями тех мест. <…>
Открыл это место в 1741 году командор Витус Беринг. В честь него архипелаг и назвали Командорскими островами, а один из крупных островов — Беринговым. <…>
Бо́льшую часть года морские котики проводят в открытом океане, где ныряют за своей любимой пищей — рыбой и моллюсками. Между прочим, на глубину до 100 метров! А в начале лета, когда приходит время произвести на свет потомство, животные выходят на сушу и образуют так называемые лежбища. <…>
Вскоре я отметил любопытную деталь: маленькие, недавно родившиеся морские котики держались отдельно от взрослых. Детёныша морского котика называют не котёнком, как можно было бы подумать, а щенком. Первые 10—15 дней мама неотлучно находится рядом со своим малышом, кормит его жирным молоком и защищает от многочисленных врагов — крупных чаек и голубых песцов, снующих по пляжу. Но рано или поздно маме и самой нужно поесть. И тогда она уходит в море. <…>
Присмотревшись, я заметил, как одна мама собралась в море за пропитанием, а её щенок пополз, поскакал на своих ножках-ластах в «детский сад». Первое время детёныш нервничал и кричал, но вскоре успокоился: понял, что вместе с такими же, как он, малышами теплее и веселее, и начал вести себя совсем как ребёнок…
Через неделю долгожданная мама вернётся с рыбалки, выползет на пляж и громко заревёт. Малыш узнает её голос, закричит в ответ, и мама направится прямиком в нужную группу «детского сада». Пляж огромный, потеряться на нём немудрено, а тут всё понятно: где оставила, там и взяла. Вот так морские котики приспособились растить детёнышей в тёплый летний сезон. (В. Г. Малеев. Животные России. Мамы, папы и детёныши)
1. Работа в парах. Прочитайте текст по абзацам, составьте для операторов картины краткий сценарный план. Один из вас предлагает описание иллюстративного ряда, описание кадра, а другой — словосочетания, предложения текста, которые сопровождает иллюстрация. Оформите свои записи в виде таблицы, например:

2. После того как краткий сценарный план подготовлен, обменяйтесь в парах своими записями и, не заглядывая в исходный текст, только по описанию иллюстрации или по ключевым словам вспомните содержание всего текста.
3. С какими трудностями вы столкнулись при пересказе содержания текста? Что нужно сделать, чтобы преодолеть их? При необходимости внесите в сценарный план правку.
Серия будет иметь такое название, потому что в ней пойдет речь о том, как морские котики оставляют всех своих детенышей в одном месте, чтобы тем было спокойнее и безопаснее, пока родители охотятся в море.
При пересказе текста сложно пользоваться иллюстративным материалом, потому что он связан больше с ассоциациями сценариста, чем с авторским текстом. Удобнее пересказывать текст с опорой на ключевые слова. Чтобы план был максимально удобным, он должен состоять из тезисов, а не разрозненных слов.


Северные морские котики – самые многочисленные и интересные обитатели Командорских островов.
Открыл это место в 1741 году командор Витус Беринг. В его честь архипелаг назвали Командорскими островами, а один из крупных островов — Беринговым.
Большую часть года морские котики проводят в открытом океане, где ныряют за рыбой и моллюсками на глубину до 100 метров. А в начале лета приходит время произвести на свет потомство, поэтому животные выходят на сушу и образуют так называемые лежбища.
Маленькие, недавно родившиеся морские котики держатся отдельно от взрослых. Кстати, детёныша морского котика называют не котёнком, а щенком. Первые 10—15 дней мама неотлучно находится рядом со своим малышом, кормит его жирным молоком и защищает от многочисленных врагов — крупных чаек и голубых песцов, снующих по пляжу. Но рано или поздно маме и самой нужно поесть. И тогда она уходит в море.
Когда мама собирается в море за пропитанием, её щенок ползет в «детский сад». Первое время детёныш нервничает и кричит, но вскоре понимает, что вместе с другими малышами теплее и веселее, и ведет себя совсем как ребёнок…
Через неделю долгожданная мама вернётся с рыбалки, выползет на пляж и громко заревёт. Малыш узнает её голос, закричит в ответ, и мама направится прямиком в нужную группу «детского сада». Пляж огромный, потеряться на нём немудрено, а тут всё понятно: где оставила, там и взяла. Вот так морские котики приспособились растить детёнышей в тёплый летний сезон.
При пересказе части текста, объясняющего происхождение названий удобнее пользоваться ключевыми словами. А при пересказе повествования – описанием кадров. Поэтому лучше всего совмещать эти два формата переработки текста при подготовке к пересказу.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.