Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 1 часть ответы – номер 80

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицин А.Г.
  • Часть: 1.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания

Номер 80.

Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить это задание?

Грус(?)ный взгляд, опас(?)ное предприятие, бессовес(?)ный мальчик, гористая мес(?)ность, громоз(?)кий багаж, крутая лес(?)ница, чу(?)ство ответственности, активно уча(?)ствовать в жизни класса.

Ответ:

Грустный взгляд, опасное предприятие, бессовестный мальчик, гористая местность, громоздкий багаж, крутая лестница, чувство ответственности, активно участвовать в жизни класса.

Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо.

Номер 80.

Рассказ в художественной литературе — это небольшой текст-повествование о каком-либо событии. Прочитайте небольшой рассказ «Окно в природу» В. М. Пескова, журналиста и путешественника. Подумайте, почему можно считать, что перед нами — рассказ в рассказе.

   Помню морозное утро. В приоткрытую форточку утекает наружу струйка тепла. Кто это приспособился, греется?
   Тихо отвожу в сторону занавеску. На ветке у форточки сидит воробей.
   Нахохлился, вобрал голову, похож на серый пушистый шарик. Нас разделяет только стекло. Воробьиная осторожность должна заставить этот комочек жизни вспорхнуть, соединиться со стайкой замёрзших собратьев.4 Но очень уж хорошо и тепло у окна. Воробей настороженно следит одним глазом. Стараюсь не шевелиться. И воробей начинает подрёмывать. Маленький глаз закрывается. И я вспоминаю, как сам много раз с мороза усталый засыпал возле печки…
   Каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песню — простое чириканье — мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-либо утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам, к бойкому, суетливому проявлению жизни.
   Недавно я записал рассказ моряка о воробье, который прижился на корабле и плавал из Чёрного в Средиземное море. Моряк рассказал, как много радости и приятных забот доставлял матросам этот преданный путешественник.
   Корабль шёл на виду у чужих берегов, но птица ни разу не попыталась слететь на землю. А в Средиземном море, когда к нашему кораблю близко подошёл американский ракетоносец, воробью вдруг вздумалось поразмять крылья.
   «Воробей вспорхнул, и мы на палубе затаили дыхание. Он опустился на мачту к американцам. В бинокль мы хорошо видели: сидит, озирается… Посидел минут пять на чужой мачте наш воробей и, видим: взлетел. Летит! Мы все заорали «ура!». Боцман выскочил: в чём дело?! Но тоже заулыбался, когда узнал…»

1. Какие события легли в основу первой части (первые четыре абзаца) и второй части (заключительные три абзаца)? Можно ли переставить части местами? Почему?
2. Определите, что является кульминацией во второй части.
3*. Какие языковые средства использует автор, чтобы передать эмоциональное состояние персонажей?
4. С помощью каких средств выразительности автору удаётся избежать излишних повторов слова воробей в 3-м абзаце текста? Определите, какие средства связи использованы в 4-м абзаце текста.
5. Т+. Автор пишет, что «каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц». Почему вороватых? Прочитайте словарную статью из школьного этимологического словаря русского языка, рассказывающего о происхождении слов. Связано ли слово воробей со словом воришка?

Ответ:

   Перед нами рассказ в рассказе, потому что в историю о воробье, греющемся у приоткрытой форточки, включена история о воробье-мореплавателе, частично переданная со слов знакомого моряка, а частично в форме прямой речи.
   В основе первой части лежит рассказ о воробье, пригревшемся у приоткрытой форточки, а в основе второй - рассказ о воробье, который плавал на корабле. Поменять их местами нельзя, так как первая история подводит читателей к тезису, что мы любим этих бойких и вороватых птиц, а вторая часть служит подтверждением этого тезиса.
   Кульминацией второй части является возвращение воробья на родной корабль.
   Чтобы передать эмоциональное состояние персонажей, автор использует восклицательные предложения, неполные предложения, междометия.
   Чтобы избежать тавтологии, автор использует неполные предложения с опущенным подлежащим, перифразу "комочек жизни", метафору "собратьев", чередование описания состояния рассказчика и воробья.
   1 и 2 предложения четвертого абзаца связаны личным местоимением они. 2 и 3 - притяжательным местоимением их, формами слова (возле нас - мы). 3 и 4 - противительным союзом но, личным местоимением (песню - ей), лексическим повтором (мы), синонимами (простое - нехитрое).
   Прилагательное вороватый в переносном значении употребляется как синоним слов осторожный, пугливый, которые очень точно характеризуют воробьиные повадки. Поэтому автор и выбрал такой эпитет. Согласно этимологическому словарю, слова вор и воробей не являются родственными, так как произошли от разных основ и никогда не имели схожих лексических значений.

Синтаксический разбор:
Воробьиная(прил.) осторожность(сущ.) должна(прил) заставить(глаг.) этот(мест.) комочек(сущ.) жизни(сущ.) вспорхнуть(глаг.), соединиться(глаг.) со(предл.) стайкой( сущ.) замёрзших(прич.) собратьев(сущ.).
1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными дополнениями.
2. [– = --, --].

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.