Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 1 часть ответы – номер 38

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицин А.Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 38.
Прочитайте фрагменты произведений Р. Погодина. Определите, с какой целью создан каждый текст:
• рассказать о происходящих событиях;
• описать окружающую обстановку, предмет, человека;
• передать рассуждения героя.
Свою точку зрения обоснуйте. Работайте в парах.
(1) Дом, где жила Дубравка, имел устрашающе весёлый вид. С одной стороны он был похож на кособокую мечеть, с другой – на греческий храм. Были здесь мансарды, мавританские галереи, крепостные башни, украшенные ржавыми флюгерами. Каменные и деревянные лестницы выползали из дома самым неожиданным образом. Одна из них, железная, даже висела в воздухе, как подвесной мост.
(2) На мощёной дорожке двое малышей насаживали на прутья апельсиновые корки. Малыши били прутьями по подошвам сандалий. Апельсиновые корки летели, как жёлтые ракеты, и мягко шлёпались возле коротконогой белой собачонки. Она пыталась ловить апельсиновые корки зубами, даже грызла их на потеху малышам и забавно морщилась.
(3) Дубравка сидела на камне, обхватив мокрые колени руками. Смотрела в море. Был уже вечер.
Она думала, почему так красива природа. И днём красива и ночью. И в бурю и в штиль. Деревья под солнцем и под дождём. Деревья, поломанные ветром. Белые облака, серые облака, тяжёлые тучи. Молнии. Горы, которые тяжко гудят в непогоду. А люди красивы, только когда улыбаются, думают и поют песни. Люди красивы, когда работают.
Волны шли с моря, как упрямые, беспокойные мысли.
Первый фрагмент создан с целью описать обстановку, а именно описать дом, в котором жила Дубравка. Автор описывает внешнее содержание предмета, чтобы мы могли представить, как выглядел этот дом. Этот текст относится к типу речи описание.
Второй фрагмент создан с целью рассказать о происходящих событиях. Этим событием является история о мальчиках и собаке, которые играли с апельсиновыми корками. Этот текст относится к типу речи повествование.
Третий фрагмент создан с целью передать рассуждения героя о красоте природы и человека. Герой не понимает, почему красота человека уступает красоте природы. Этот текст относится к типу речи рассуждение.
Номер 38.
Наверняка вам знакома такая ситуация: урок литературы, учитель определяет, кто пойдёт отвечать. Бегло, не возвращаясь к прочитанным фрагментам, прочитайте текст и скажите, сколько в нём действующих лиц. Какой вид чтения вы используете в данном случае? Чтобы выполнить задание, обратите внимание на рубрику «Школа чтения».
У меня гулко бьётся сердце: только не сегодня, только не сегодня. Сегодня я не готов, даже учебник не открывал. Я выучу на следующий урок, обязательно выучу, даже два параграфа, только пусть меня сегодня не спрашивают.
— Белоусов! — наконец провозглашает Елена Васильевна, и по классу проносится вздох облегчения. А я обречённо встаю. Так и знал! Ну конечно, Белоусов, кто ж ещё?
Я иду к доске и не знаю, как буду выкручиваться, потому что даже не представляю, что задавали. А выкручиваться и вовсе не умею. Это Егор у нас мастер на такие штучки.
— Назови нам главных героев сказки, Никита, — говорит Елена Васильевна, ещё раз заглядывая в журнал, чтобы вспомнить моё имя.
— Какой сказки? — удивляюсь я. Корцева на передней парте раскрывает учебник на нужной странице, а её сосед Бондарев начинает громко шептать:
— «Царевна-лягушка», «Царевна-лягушка».
Я в замешательстве смотрю на него и молчу. Что он такое говорит? Разве нам могли задать сказку «Царевна-лягушка»? Это в пятом-то классе! Скорее всего, Бондарев издевается, хочет, чтобы я опозорился перед классом. Но почему? Вроде бы ничего плохого я ему не сделал. Если бы это сказал Егор, я поверил бы ему сразу, в ту же секунду. На Егора можно положиться, он никогда не подведёт. Но Егора сегодня почему-то нет, его первая парта в третьем ряду пустует, и надеяться не на кого.
Вместо того чтобы думать о деле, я стою и вспоминаю, чем мог обидеть Бондарева.
— Ну? — торопит Елена Васильевна. — Ты не читал сказку?
— Как же не читал? Очень даже читал, — бормочу я. — Хорошая сказка, интересная. И конец… тоже хороший. (В. В. Ледерман. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д»)
1. Прочитайте текст ещё раз. Правильно ли вы определили количество действующих лиц в прочитанном фрагменте?
2. Выпишите имена (фамилии) только тех, кто слушает, говорит, читает. Кто из персонажей выполняет сразу несколько видов деятельности? С чем это связано?
3. Для того чтобы передать переживания героя, автор использует внутренний монолог. Найдите в тексте эти фрагменты и прочитайте. В чём особенность предложений, из которых состоит монолог?
4. В каких школьных ситуациях вы используете разные виды чтения?
5. Т+ Подумайте, на какие вопросы к тексту даны следующие ответы. Сформулируйте и запишите их.
1) Егор никогда не подведёт.
2) По классу проносится вздох облегчения.
3) Герою приходится ждать подсказок класса.
Действующие лица: рассказчик (Никита Белоусов), Елена Васильевна (учитель литературы), Корцева и Бондарев (ученики на первой парте). Также главный герой вспоминает своего друга Егора, которого сейчас нет в классе.
Вид чтения – поисковое (просмотровое).
Слушают вопрос учителя Никита Белоусов, Корцева, Бондарев. Слушают ответ Белоусова Елена Васильевна, Корцева и Бондарев. Слушает Бондарева Никита Белоусов. Говорят Никита Белоусов, Елена Васильевна, Бондарев. Читает Корцева, Елена Васильевна. Все персонажи выполняют несколько действий. Елена Васильевна должна задавать вопросы, слушать ответы, искать информацию в журнале (используя поисковое чтение). Никита Белоусов должен слушать вопросы учителя, подсказки Бондарева и отвечать урок. Бондарев слушает вопросы учителя и ответ Никиты, подсказывает. Корцева слушает учителя и Белоусова, читает (скорее всего) текст сказки.
Внутренний монолог:
У меня гулко бьётся сердце: только не сегодня, только не сегодня. Сегодня я не готов, даже учебник не открывал. Я выучу на следующий урок, обязательно выучу, даже два параграфа, только пусть меня сегодня не спрашивают. Так и знал! Ну конечно, Белоусов, кто ж ещё? Я иду к доске и не знаю, как буду выкручиваться, потому что даже не представляю, что задавали. А выкручиваться и вовсе не умею. Это Егор у нас мастер на такие штучки. Что он такое говорит? Разве нам могли задать сказку «Царевна-лягушка»? Это в пятом-то классе! Скорее всего, Бондарев издевается, хочет, чтобы я опозорился перед классом. Но почему? Вроде бы ничего плохого я ему не сделал. Если бы это сказал Егор, я поверил бы ему сразу, в ту же секунду. На Егора можно положиться, он никогда не подведёт. Но Егора сегодня почему-то нет, его первая парта в третьем ряду пустует, и надеяться не на кого. Вместо того чтобы думать о деле, я стою и вспоминаю, чем мог обидеть Бондарева.
Особенность внутреннего монолога заключается в том, что он представляет собой рассуждение, в нем много вопросительных и восклицательных предложений, эмоционально-окрашенных слов. Речь в монологе идет от первого лица (от «Я»).
Ознакомительное чтение мы используем при подготовке рефератов, докладов, когда ищем нужную информацию в Интернете и справочниках. Поисковое чтение мы используем при подготовке ответов на вопросы к параграфу учебника. Изучающее чтение необходимо при изучении нового материала.
1) Почему рассказчик безусловно доверяет Егору? Егор никогда не подведёт.
2) Что происходит в классе, когда учитель вызывает к доске Никиту Белоусова? По классу проносится вздох облегчения.
3) Почему герой молчит у доски? Герою приходится ждать подсказок класса.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.