Русский язык 5 класс учебник Ладыженская 2 часть ответы – номер 628

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 628.
Диктант. Озаглавьте текст. Выделите в именах прилагательных окончания.
Ранн..й весной в берёзов..й рощ.. можно найти одно из самых первых весенних р..стений – перелески. Цветы – ярко-син.. звёздочки2, свеж.., чист.., с бел.. колечком тычинок посередине. У перелеск.. н.. и плотн.. листья. Эти листья прошлогодн.., они перезимовали под снегом.5
(По Н. Павловой)
Ответ:Перелески
Ранней (какой? ж.р., Т.п.) весной в берёзовой (какой? ж.р., П.п.) роще (ж.р., 1-е скл., П.п.) можно найти одно из самых первых весенних растений (корень -раст) – перелески. Цветы – ярко-синие (какие? множ.ч., И.п.) звёздочки, (какие?) свежие, чистые, с белым (каким? м.р., Т.п.) колечком тычинок посередине. У перелесков (у чего? мн.ч, Р.п.) тёмные (какие? мн.ч.,) и плотные (какие? мн.ч.,) листья. Эти листья прошлогодние (какие? мн.ч.), они перезимовали под снегом.
Звёздочки
Эти листья прошлогодние, они перезимовали под снегом.
[ ], [ ].
Знак завершения предложения – точка, так как оно повествовательное, невосклицательное. Предложение сложное, между простыми предложениями ставится разделительная запятая.
Номер 628.
Прочитайте высказывания учёных-лингвистов и выберите одно из них. Напишите сочинение-рассуждение, в котором высказывание будет являться тезисом.
1. В. Г. Ветвицкий: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра».
2. А. М. Пешковский: «У каждой части речи свои достоинства».
3. Л. В. Успенский: «Имя существительное — хлеб языка».
1. Когда я задумываюсь о роли имен существительных в речи, вспоминаю прекрасное высказывание В. Г. Ветвицкого: "Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра". В чем заключается работа дирижера? Он управляет оркестром: решает, когда и кто будет играть, с какой скоростью и силой. Точно так же нашей речью управляют существительные. Они решают, в какой форме будут стоять прилагательные и местоимения. Они влияют на форму глаголов. Они руководят порядком слов в предложении. От их последовательности зачастую зависит смысл предложения. По ним же мы чаще всего определяем лексическую сочетаемость, уместность других слов в предложении. Существительное-подлежащее почти не имеет зависимых слов при себе, но при этом от него зависит тема предложения, подбор остальных слов. Как дирижер выбирает произведение для оркестра, так существительное задает тему. Как дирижер определяет стиль исполнения, так существительное определяет формы других слов. Как дирижер воспринимается главным в оркестре, так и существительное-подлежащее стоит во главе предложения. Как помогает дирижеру первая скрипка, так помогает подлежащему сказуемое. Как зависит реноме дирижера от игры музыкантов, так зависит значение существительного от предложения. Да, имя существительное играет ведущую роль в речи. Но управляя общим оркестром, оно зависит от других слов, не может существовать отдельно. Ибо кто такой дирижер без оркестра? Всего лишь странный человек с палочкой.
2. Если вдруг зайдет спор, какая часть речи главная в языке, большинство скажет, что это имя существительное. Именно у него самые большие синтаксические возможности (может быть любым членом предложения), самый широкий диапазон значений (может передавать значения всех частей речи, даже служебных), самая высокая частота употребления (минимум 30% всего потока речи). Но при таких свойствах почему в языке существуют другие части речи? А. Пешковский утверждал, что у каждой части речи есть свои достоинства.
Имена прилагательные делают нашу речь более плавной, мягкой, гибкой. Когда ты описываешь предмет, так и хочется подобрать три удачных эпитета, нанизать их, как бусины и украсить ими предложение. Пожалуй, имена прилагательные - самая эстетическая часть речи. И самая выразительная.
Глаголы делают нашу речь ритмичной, динамичной, экспрессивной. Они связывают наше сознание со временем (ни существительные, ни прилагательные такой возможностью не обладают). Они держат на себе повествование, то есть наше представление о событиях, в том числе, о нашей жизни.
Если мы захотим похвалиться своим богатством, мы используем существительные. Если своими достижениями - глаголы. Если собой - прилагательные. Каждая часть речи необходима, ведь у каждой есть свои достоинства, то есть развитые способности. Да, значение признака можно передать разными словами (зеленый, зелень, зеленеть, зелено), но лучше всего это получится у прилагательного. А значение действия лучше всего передаст глагол (бежать, бег, бегом). Наш язык богат деталями, нюансами, так давайте этим пользоваться и любить все слова, со всеми их достоинствами.
3. На протяжении многих тысячелетий человек готовит хлеб. Хлеб — краеугольный камень культуры и цивилизации. В некотором смысле, благодаря хлебу, человек получил возможность отделиться от непосредственного производства питания (охоты, собирательства), что привело к разделению труда: появились гончары, ткачи, плотники, каменотесы. Хлеб есть необходимое пропитание человека, обеспечивающее его существование, питающее его жизнь. Без хлеба не было бы ни культуры, ни технологии.
В языке такую же основополагающую роль играет имя существительное. Без него, как без хлеба, невозможна жизнь языка. Оно есть самая суть языка и культуры, тот необходимый минимум, который питает язык — живой организм, который, тем голоднее и прожорливее, чем больше в нем жизни. Потому и борьба с заимствованиями крайне вредна для языка: они лишают его пищи, от этого язык голодает и даже может погибнуть. Не стоит бояться иностранных слов: язык способен переварить многие вещи, адаптировать их, впитать, присвоить себе и поделиться с другими.
С оскудением существительного, с сокращением пищи, беднеет и язык, чахнет культура, погибает цивилизация. Как хлеб был топливом культуры и цивилизации, так же и существительное для языка: любые явления, объекты, понятия описывает существительное. Будь наш язык нищим, голодающим, не найди мы нужных слов тогда, когда они так необходимы!.. Страшно представить судьбу такой цивилизации! Не было бы ни Ломоносова, ни Жуковского, ни Пушкина, ни Лермонтова!.. Но, к счастью, богатство нашего языка неоспоримо и шире любого хлебородного поля! Колосятся еще и рожь, и пшеница, и нет конца этой плодородной земле!..
Напишите свой комментарий.