Русский язык 5 класс учебник Ладыженская 2 часть ответы – номер 515

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания

Номер 515.

Прочитайте выразительно отрывки из стихотворения Б. Пастернака «После вьюги». Пользуясь памяткой (см. с. 172), устно определите, какой частью речи являются выделенные в текстах слова. Выстраивайте последовательность своих рассуждений с помощью слов во-первых, во-вторых, в-третьих. Вывод сформулируйте с помощью слов следовательно (таким образом, значит).

Образец устного рассуждения. Нужно определить, какой частью речи является слово вьюги. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? — вьюга); во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении После ... вьюги (наступает) ... покой является обстоятельством. Значит, это имя существительное.

1. После угомонившейся вьюги
    Наступает в округе покой.
    Я прислушиваюсь на досуге
    К голосам детворы за рекой...

2. Лёд реки, переезд и платформа,
    Лес, и рельсы, и насыпь, и ров
    Отлились в безупречные формы
    Без неровностей и без углов.

Как определять части речи

1. Определите общее значение слова.
2. Определите его морфологические признаки.
3. Определите роль слова в предложении.
4. Сделайте вывод о том, какой частью речи является слово.

Справка

Неодушевленными являются существительные, которые называют живые объекты как совокупность, единое целое: толпа, молодежь, родня, детвора, армия, табун лошадей, стая ворон, косяк сельди.

Ответ:

Нужно определить, какой частью речи является слово покой.
Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – покой); во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено в единственном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении После ... наступает ... покой является подлежащим. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово (на) досуге.
Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – досуг); во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено в единственном числе, предложном падеже; в-третьих, в предложении Я прислушиваюсь на досуге является обстоятельством. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово детворы.
Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – детвора ); во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе (собирательное, не имеет множ. числа), родительном падеже; в-третьих, в предложении Я прислушиваюсь ... к голосам детворы является дополнением. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово переезд.
Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – переезд); во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено в единственном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении Лёд реки, переезд ... отлились в безупречные формы... является подлежащим. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово неровностей.
Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – неровность); во-вторых, оно женского рода, 3-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении Отлились в безупречные формы без неровностей... является дополнением. Значит, это имя существительное.

Номер 515.

Спишите. Обозначьте падеж выделенных имён существительных. Найдите слова, с помощью которых неживые предметы описываются как живые. Как называется этот приём?

               Уж тает снег, бегут ручьи,
               В окно повеяло весною...
               Засвищут скоро соловьи,
               И лес оденется листвою!
               Чиста небесная лазурь,
               Теплей и ярче солнце стало,
               Пора метелей злых и бурь
               Опять надолго миновала.
               И сердце сильно так в груди
               Стучит, как будто ждёт чего-то,
               Как будто счастье впереди
               И унесла зима заботы! <...>
               Но резвых деток звонкий смех
               И беззаботных птичек пенье
               Мне говорят — кто больше всех
               Природы любит обновленье!
               (А. Плещеев. «Весна»)

Ответ:

     Уж тает снег, бегут ручьи,
     В окно (в. п.) повеяло весною (тв. п.)...
     Засвищут скоро соловьи,
     И лес оденется листвою (тв. п.)!
     Чиста небесная лазурь,
     Теплей и ярче солнце стало,
     Пора метелей (р. п.) злых и бурь
     Опять надолго миновала.
     И сердце сильно так в груди (п. п.)
     Стучит, как будто ждет чего-то,
     Как будто счастье впереди
     И унесла зима заботы (в. п.)!
     Но резвых деток (р. п.) звонкий смех
     И беззаботных птичек пенье
     Мне говорят - кто больше всех
     Природы (р. п.) любит обновленье (в. п.)

Прием, когда неживые предметы описываются как живые, называется олицетворением.

Примеры из текста: бегут ручьи, лес оденется, метелей злых, сердце ждет, зима унесла, смех и пенье говорят.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.