Номер 94.
Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Определите спряжение у выделенных глаголов. Выделите личные окончания глаголов.
1. Волков боят(?)ся – в лес (не)ходить. 2. В решете воду (не)удержишь. 3. Слово не воробей: вылетит – (не)поймаешь. 4. Лёжа хлеба (не)добудешь. 5. Сонливого (не)добудишься, ленивого (не)дошлёшься. 6. Скажешь – (не)воротишь, напишешь – (не)сотрёшь, отрубишь – (не)приставишь. 7. Кто вчера солгал, тому завтра (не)поверят. 8. За всё брат(?)ся – ничего (не)сделать. 9. Семь дел в одни руки (не)берут.
Ответ:1. Волков (что делать?) бояться – в лес не ходить. 2. В решете воду не удержишь. (2спр.) 3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 4. Лёжа хлеба не добудешь. 5. Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься. 6. Скажешь – не воротишь, напишешь (1 спр.) – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.7. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. (2 спр.) 8. За всё (что делать?) браться – ничего (что сделать?) не сделать. 9. Семь дел в одни руки не берут.
удержишь
Запомни! Частица не с глаголами пишется раздельно (кроме слов, не употребляющихся без -не).
Прочитайте текст. Определите, сколько человек участвует в разговоре.
Кому принадлежат слова «Абсолютно верно!»? Как вы знали это? Прочитайте ещё раз реплики (слова каждого лица) без слов автора. Как они выделяются на письме?
– Ты опять завтракаешь на уроке?
Валя быстро спрятала завтрак в парту.
– Что будет, – сказал учитель, – если все будут завтракать на уроке?
Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.
Коля сказал:
– Будет очень смешно!
Миша сказал:
– Желанье будет!
Маша сказала:
– Все сытые будут!
– А чего не будет? – спросил учитель.
Класс молчал. Чего не будет – никто не знал.
Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:
– Урока не будет!
– Абсолютно верно! – сказал учитель.
(В. Голявкин. «Абсолютно верно»)
В разговоре участвует 5 человек (учитель, Коля, Миша, Маша, кто-то, кто крикнул последнюю реплику).
Слова «Абсолютно верно!» принадлежат учителю, так как автор это указал в своем комментарии к реплике («сказал учитель»).
Реплики диалога на письме обозначаются с помощью тире, стоящего в начале строки. Каждая реплика пишется с красной строки.
Прочитайте стихотворение, выделяя голосом подчёркнутые слова. Сколько реплик в этом разговоре? Сколько человек в нём?
Сегодня в магазине и шум, и суета.
Сегодня продавщица всё время занята.
Вот уж целых два часа
Раздаются голоса:
– Мне хорошую резинку!
– Мне альбом!
– А мне картинку.
– Дайте кисточку и клей!
– И линейку подлинней.
– Дайте два больших пенала!
– Дайте ножик раскладной!
– А у нас тетрадок мало.
Нам прибавьте по одной.
(Н. Найдёнова)
В этом разговоре 8 реплик, участвуют 8 человек.
Номер 94.
Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую функцию выполняет первое и второе тире в каждом предложении.
Укажите предложение с обращением. Определите форму речи.
– Привет, Кирилл! А куда ты идёшь? – … Катя.
– Привет! Иду на международную выставку собак, – … Кирилл.
– И что же там будет интересного? – … Катя.
– Я надеюсь увидеть собак редких пород, которых привезли из разных уголков мира, – … Кирилл.
– Ты надолго туда пойдёшь? – … Катя.
– На весь день, – … Кирилл.
Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, воскликнуть.
– Привет, Кирилл! А ты куда идёшь? – поинтересовалась Катя.
– Привет! Иду на международную выставку собак, – ответил Кирилл.
– И что же там будет интересного? – спросила Катя.
– Я надеюсь увидеть собак редких пород, которых привезли из разных уголков мира, – проговорил Кирилл.
– Ты надолго туда пойдёшь? – поинтересовалась Катя.
– На весь день, – воскликнул Кирилл.
Первое тире в каждом предложении показывает начало реплики, а второе тире отделяет прямую речь от слов автора.
Предложение с обращением:
– Привет, Кирилл! А ты куда идёшь? – поинтересовалась Катя.
Форма речи – диалог.
Напишите свой комментарий внизу страницы.