Номер 89.
Прочитайте текст. Какова его тема? Какая основная мысль заключена в этом тексте? Подберите к нему наиболее подходящий заголовок. Кратко перескажите текст.
Ну уж теперь никто не может сказать, что весна ещё не началась. По крайней мере, настроение у всех весеннее. Выйдешь на улицу, так и домой не захочется возвращаться. На ясно-синем небе яркое, свежее солнышко, весеннее солнышко. А небо без единого облачка, сине-лиловое в зените, зеленовато-лазоревое к горизонту. Всё подёрнуто лиловой светло-голубой дымкой. Весенние тени, тени просто синие… Синее всё: блестящие крыши, сияющая мостовая, во всякой лужице отражается голубая лазурь. Воздух необыкновенно прозрачен, кристально чист. Всё вокруг капает, журчит, несётся шумным, непреодолимым потоком. И так весело становится на душе… А солнышко, весеннее солнышко так припекает, что снег на крышах уже почти стаял. А в тех местах, где солнце печёт особенно жарко, асфальт высыхает, дымясь голубым паром.
(Л. Кассиль)
Ответ:
Тема текста: описание начала весны. / Весна наступила.
Основная мысль: «Весна пришла!»
Заголовок: «Весна точно началась!»
Теперь никто не может сказать, что весна ещё не началась. Настроение у всех весеннее. Выйдешь на улицу – и домой не хочется возвращаться. На ясно-синем небе без единого облачка яркое, свежее солнышко. Синее всё: блестящие крыши, сияющая мостовая, в лужицах отражается голубая лазурь. Воздух необыкновенно прозрачен, кристально чист. Всё вокруг капает, журчит, несётся шумным потоком. И так весело становится на душе… А весеннее солнышко так припекает, что снег на крышах уже почти стаял. И в тех местах, где солнце печёт особенно жарко, асфальт высыхает, дымясь голубым паром.
Номер 89.
Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора.
Выпишите предложения с обращениями.
1. «А ты что ж, кумушка2, в дорогу?» – ей с возу Курица кричит. 2. «Помилуй, мне ещё и отроду нет году», – Ягнёнок говорит. 3. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 4. «Ах, ты, обжора! Ах, злодей!» – тут Ваську повар укоряет. 5. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 6. «Чтоб1 музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших поважней», – им отвечает Соловей. 7. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – ей Мишка отвечал. 8. «Кто ты? Что делаешь?» – спросил сердито Лев. 9. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» – Лисицу спрашивал Сурок.
(И.Крылов)
Прямая речь выделяется кавычками и отделяется от слов автора с помощью тире, так как слова автора стоят после прямой речи.
Предложения с обращениями:
1. «А ты что ж, кумушка, в дорогу?» – ей с возу Курица кричит.
3. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
4. «Ах, ты, обжора! Ах, злодей!» – тут Ваську повар укоряет.
5. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
7. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – ей Мишка отвечал.
9. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» – Лисицу спрашивал Сурок.
Чтоб [ш т о́ п] – 1 слог.
ч [ш] – согласный, глухой парный, твердый непарный;
т [т] – согласный, глухой парный, твердый парный;
о [о́] – гласный, ударный;
б [п] – согласный, глухой парный, твердый парный.
4 буквы, 4 звука
Кумушка
Какие знаки препинания стоят в предложениях с прямой речью перед словами автора?
Рассмотрите схемы предложений. Обратите внимание на место знаков препинания и кавычек, заключающих прямую речь.
1. Что с вами приключилось, друзья?» – спросил Андрей.
2. «Пойдёмте со мной, мальчишки!» – предложил Андрей.
3. «Вы у меня в гостях, ребята», – произнёс Андрей.
Если прямая речь стоит перед словами автора, то она отделяется о них с помощью тире. Если предложение внутри прямой речи повествовательное, невосклицательное, то после кавычек, закрывающих прямую речь (перед тире), ставится запятая. Если предложение внутри прямой речи вопросительное или восклицательное, то вопросительный и/или вопросительный знак ставится внутри кавычек, а не после них.
Напишите свой комментарий внизу страницы.