Номер 88.
Учитель зачеркнул заголовок сочинения (в упр. 87) и написал «Воскресная прогулка». Как вы думаете, почему? Соответствует ли эта тема содержанию изложенного учеником текста? Представьте, что вы были на воскресной прогулке. Она могла проходить в лесу, зоопарке, парке аттракционов и т. д., в хорошую или плохую погоду; на прогулку вы могли взять с собой своих родственников, друзей, одноклассников и др. Озаглавьте свой текст. Напишите такое сочинение, чтобы всем стало ясно, как прошла прогулка. Что нового вы узнали, увидели, что вам особенно понравилось (или не понравилось)?
Ответ:Учитель был совершенно прав, зачеркнув заголовок сочинения ученика, так как текст не отражал главную мысль: хорошо осенью в лесу. А вот заголовок «Воскресная прогулка» соответствует содержанию изложенного учеником текста.
Воскресная прогулка
В прошлое воскресенье мы с друзьями отправились на прогулку в зоопарк. Это любимое место отдыха многих горожан, и мы тоже с удовольствием приходим сюда.
До зоопарка доехали на автобусе, купили билеты, и вот мы уже у главного входа.
Сразу идем к белым медведям. Наблюдать за ними можно часами, но скучно не станет. Территория у белых медведей отличная, здесь есть вольер с бассейном. Наверное, от этого белые медведи в зоопарке не выглядят несчастными, несмотря на неволю и на жаркую летнюю погоду. Кстати, посмотреть на белых медведей собирается большое количество народу. А медведи и рады: они ныряют в воду, перевертываются, играют с большим мячом, сброшенным в бассейн, смешно фыркают и зевают, разогревшись на солнышке.
От белых медведей мы идем по главной улице к обезьянам. Возле них всегда смех, веселье! Ведь животные словно нарочно дразнят людей, издают крики, ворчат, прыгают с ветки на ветку, выпрашивают у зрителей лакомства. Затем мы направляемся к озеру и любуемся утками и лебедями. Озеро - прекрасное место отдыха. От воды веет свежестью. Лебеди плавают спокойно и неторопливо, это очень красивые и гордые птицы. Красота их оперения вызывает восторг.
К полудню становится жарко, и мы выходим на тенистую аллею. Здесь есть скамейки, где можно посидеть в прохладе, зайти в кафе и выпить соку или воды, купить мороженое. Четыре часа прогулки по зоопарку пролетели незаметно. Надо возвращаться домой. Мы немного устали, но получили столько положительных эмоций! Наша воскресная прогулка удалась на славу.
Прочитайте предложения. Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени писателя? Какие слова вводят высказывание Максима Горького?
Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
Максим Горький советовал обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
Выделенные слова в этих предложениях принадлежат Максиму Горькому. В первом примере они переданы точно, дословно, а во втором с изменением грамматической формы глагола-сказуемого и порядка слов.
Номер 88.
Прочитайте предложения с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делайте чёткую паузу, прямую речь выделяйте голосом. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся при выделении прямой речи? Составьте схемы предложений по образцу, данному в правиле.
1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». 2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» 3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» 4. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу».
(К. Чуковский «Федорино горе»)
В данных примерах слова автора стоят перед прямой речью.
Прямая речь выделяется кавычками, а отделяется от слов автора с помощью двоеточия.
Схемы предложений:
1. А: «П».
2. А: «П?»
3. А: «П!»
4. А: «П».
Напишите свой комментарий внизу страницы.