Прочитайте отрывки из басен И. Крылова. Как произносятся глаголы на -тся и -ться?
1. Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвётся,
Да только всё вперёд не подаётся,
Как белка в колесе.
2. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Глаголы, оканчивающиеся на –тся, ться произносятся не так, как пишутся.
Например: мечется [ца], трудиться [ца]. Таким образом в стихотворении произносятся слова: дивятся, рвётся, подаётся, оборотиться.
Как различать глаголы на -тся и -ться на письме? Поставим к ним вопросы.
Ответ:
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется -ться (с буквой ь).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (делают)? что сделает (сделают)?, пишется -тся (без буквы ь).
Номер 84.
-Тся или -ться? Применяйте образец рассуждения при выборе написания глагола. Найдите слова с безударной гласной в корне.
1. Не надо ( ) хвалит(?)ся, коли не знаешь, как хлеб ( ) родит(?)ся. 2. Нечего ( ) торопит(?)ся — не каша ( ) варит(?)ся. 3. Нужно ( ) наклонит(?)ся, чтоб из ручья воды ( ) напит(?)ся. 4. Тот труда ( ) не боит(?)ся, кто умеет ( ) трудит(?)ся. 5. За всё ( ) берёт(?)ся, да не всё ( ) удаёт(?)ся. 6. Грамоте ( ) учит(?)ся — всегда пригодит(?)ся.
Ответ:1. Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (что сделает?) родится. 2. Нечего (что делать?) торопиться — не каша (что делает?) варится. 3. Нужно (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья воды (что сделать?) напиться. 4. Тот труда (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться. 5. За всё (что делает?) берётся, да не всё (что делает?) удаётся. 6. Грамоте (что делать?) учиться — всегда (что сделает?) пригодится.
*Примечание — красным цветом выделены безударные гласные в корнях слов.
Номер 84.
Приведите (устно или письменно) примеры ситуаций, когда на уроках вы слушаете, читаете, говорите.
Ответ:Я слушаю своего учителя, когда он нам объясняет новую тему. Я читаю произведения на уроке литературы, потому что они очень интересные. Я говорю своему другу о теме, которую мы разобрали на прошлом уроке. Я пишу сочинение по литературе.
Напишите свой комментарий внизу страницы.