Сравните две группы слов. В какой группе в словах есть непроизносимые согласные?
В первой группе слов есть непроизносимый согласный звук [т], который на письме обозначается буквой т.
Номер 48.
Сн или стн? Подчеркните непроизносимые согласные и сочетание сн. (Помните о том, что в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет!)
Окрестность (кресты), радостный (радости), грустный (грустить), вкусный (вкусен), чудесный (чудесен), вестник (вести), прекрасный (прекрасен), участник (участие), интересный (интересен), неизвестный (вести), ненастный (ненастье).
Будь внимателен, когда произносишь слово!
Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:
Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.
Способы проверки:
1. Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
Влас(т)ный – (что?) власть ; радос(т)ный – (что?) радость.
2.Подберем однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Или уменьшительно-ласкательную форму слова. Тогда звук ясно слышится:
Со(л)нце – солнечный, солнышко; сер(д)це – сердечный, сердечко.
3 . Изменим слова по вопросу каков?
Вкусный – (каков?) вкусен; интересный – (каков?) интересен.
Непроизносимой согласной в этих словах нет, она не проявилась.
Вывод: в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми. Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово или форму слова, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
Номер 48.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте границы предложений, поставив в конце каждого из них нужный знак препинания. Укажите склонение имён существительных.
На какие три абзаца можно разделить отрывок из повести Ю. Коваля «Недопёсок»? О чём говорится в каждом из них?
На макушках старых елей грозд(?)ями висели зрелые медные шишки у подножия, куда не наваливало ещё снегу, ярко з..ленел мох, а толстые ств..лы облеплены были серыми звёздами лишайника морозной2 смолой пахло подошвы деревьев2,стволы опасно уходили вверх,сплетались там ветвями и вл..вались в небо высоко над головой вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук в красном грозовом шлеме на осине сидел ч..рный дятел, долбил дупло.
Ответ: На макушках (предл. + сущ.) (1-е скл.) старых елей (3-е скл.) гроздьями (3-е скл.) висели зрелые медные шишки (1-е скл.). У подножия (скл. на -ие), куда не навалило ещё снегу (2-е скл.), ярко зеленел (зелень) мох (2-е скл.), а толстые стволы (ствол) (2-е скл.) облеплены были серыми звёздами (1-е скл.) лишайника (2-е скл.).
Морозной смолой (1-е скл.) пахли подошвы (1-е скл.) деревьев (2-е скл.), стволы (2-е скл.) опасно уходили вверх, сплетались там ветвями (3-е скл.) и вливались (лить) в небо (2-е скл.) высоко над головой (1-е скл.).
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук (2-е скл.). В красном грозовом шлеме (2-е скл.) на осине (1-е скл.) сидел чёрный (чернеть) дятел (2-е скл.), долбил дупло (2-е скл.).
Морозной
Деревьев
В первом абзаце описываются краски зимнего леса, во втором – высокие деревья, а в третьем говорится о дятле.
Напишите свой комментарий внизу страницы.