Прочитайте оба текста. Что в них описывается? О каких признаках предмета говорится во втором тексте? Какое из этих описаний вы могли бы прочитать в книге про народные промыслы? В каком описании автор выражает своё отношение к предмету?
1. Красивые чёрные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Особо ценятся подносы, которые производятся в селе Жостово, недалеко от Москвы.
Начало этому промыслу 200 лет назад положили братья Вишняковы. Они основали мастерскую, где стали расписывать металлические подносы, используя народные рисунки.
2. В нашем загородном доме на стене в кухне висит красивый жостовский поднос. Он – чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине словно расцвёл красными, белыми, синими, жёлтыми цветами вперемежку с зелёными листьями и травами изумительный букет.
Мне очень нравится этот поднос, его подарила нам моя бабушка Ксения Ильинична.
В обоих текстах описываются жостовские подносы.
Первый отрывок мы могли бы прочитать в книге про народные промыслы, в нем дается описание истории возникновения этого промысла в селе Жостово.
Во втором тексте дано подробное описание внешнего вида подноса, яркого цветочного узора на нём. В этом описании автор выражает свое отношение к предмету.
Номер 311.
Прочитайте отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий». Определите основную мысль текста. Придумайте к нему заголовок, отражающий основную мысль. Определите тип описания.
Каким писатель показывает нам море? Каково отношение автора к изображаемому? Подкрепляйте свой ответ примерами из текста.
Какая часть речи помогает писателю наиболее точно передать настроение моря?
Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные бег-лыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Основная мысль текста:, море всегда разное, новое, невиданное.
Заголовок:, «Море всегда разное»
Тип описания – пейзаж
В. Катаев создает яркое описание моря, подчеркивая его неповторимость, новизну в разные моменты: «Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь».
Писатель выразительно рисует и безмятежный покой, и могучую, грозную силу бури; его яркие картины полны движения, звуков. Кажется, что мы видим море, слышим его. Картина создается при помощи не только зрительных, но и звуковых образов: «звенит бронзой», «оглушенном воздухе», «с пушечным громом». Море удивляет человека не только своим величием. Оно покоряет своей красотой. Автор создает яркое, живописное изображение моря в разных его состояниях с помощью художественных средств языка. Особая роль в тексте принадлежит эпитетам: ярко-синее, пламенное, сверкающее, темно-индиговое, шерстяное море; грифельное небо, малахитовые доски прибоя, резкая зелень горизонта. Именно прилагательные помогают писателю наиболее точно передать настроение моря.
Глава «Море» из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» – одно из самых удачных описаний моря.
Номер 311.
Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Замените неоправданно повторяющиеся слова синонимами (используйте слова в рамке): это поможет сделать описание более точным, ярким и избежать повторов.
Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.
Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозн.. солнечн.. утро. Син.. огромн.. небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая со(?)нце. Серебром блестят в с..неве неба стволы берёз, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежн.. белизной стены домов, блестят ж..лезные крыши, блестят и искрятся на со(?)нце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» –думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.
блистать
сверкать
сиять
светиться
лучиться
Заголовок – «Сверкающее утро».
Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное (какое?) утро. Синее огромное (какое?) небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно сверкает на земле, отражая солнце (солнышко). Серебром искрятся в синеве (синий) неба стволы берёз, и ярко лучатся кристаллики снега на ветвях деревьев. Сияют снежной (какой?) белизной стены домов, блестят железные (непр.) крыши, лучатся и искрят на солнце (солнышко) свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» – думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.
«Быстрей в лес! На лыжи!» – думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.
Предложение с прямой речью. Прямая речь заключена в кавычки и отделена от слов автора тире, так как стоит перед ними. «П» – а.
Напишите свой комментарий внизу страницы.