Номер 253.
Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора. Выпишите предложения с обращением.
1. «А ты что ж, кумушка2, в дорогу?» – ей с возу Курица кричит. 2. «Помилуй, мне ещё и отроду нет году», – Ягнёнок говорит. 3. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 4. «Ах ты, обжора! Ах, злодей!» – тут Ваську Повар укоряет3. 5. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 6. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», – им отвечает Соловей. 7. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – ей Мишка отвечал. 8. «Кто ты? Что делаешь?» – спросил сердито Лев. 9. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» – Лисицу спрашивал Сурок.5
(И. Крылов)
1. «А ты что ж, кумушка, в дорогу?» – ей с возу Курица кричит.
3. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
4. «Ах ты, обжора! Ах, злодей!» – тут Ваську Повар укоряет.
5. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
7. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – ей Мишка отвечал.
9. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» – Лисицу спрашивал Сурок.
Для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора, используются кавычки и тире. Обратите внимание: если прямая речь – повествовательное предложение, после кавычек перед словами автора ставится запятая, а потом тире. Если прямая речь – вопросительное или восклицательное предложение, то вопросительный или восклицательный знаки ставятся до закрывающих кавычек, а после них – тире.
Кумушка
Укоряет – глагол.
1. Повар (что делает?) укоряет; обозначает действие.
2. Н.ф. – укорять; пост. – несов. вид, 1 спр.; непост. – наст. в, 3 л, ед. ч.
3. Повар (что делает?) укоряет.
Пунктуационный разбор:
«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» – Лисицу спрашивал Сурок.
«П?» – а.
Устный пунктуационный разбор
Это предложение с прямой речью, которая стоит перед словами автора, она выделяется кавычками и тире. Прямая речь – вопросительное предложение, поэтому знак завершения — вопросительный знак. В этом предложении есть обращение, которое стоит в средине предложения и выделяется двумя запятыми.
Какие знаки препинания стоят в предложениях с прямой речью перед словами автора?
Рассмотрите схемы предложений. Обратите внимание на место знаков препинания и кавычек, заключающих прямую речь.
1. «Что с вами приключилось, друзья?» – спросил Андрей.
2. «Пойдёмте со мной, мальчишки!» – предложил Андрей.
3. «Вы у меня в гостях, ребята», – произнёс Андрей.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.
Номер 253.
Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм – гласных букв. Запишите слова под диктовку в два столбика: «Гласные без ударения» и «Гласные после шипящих и ц».
Чулок, роса, цирк, весна, часы, ледовый, щука, катить, циркуль, листок.
Ответ:1. Гласные без ударения: роса, весна, часы, ледовый, катить, листок.
2. Гласные после шипящих и ц: чулок, цирк, часы, щука, циркуль.
Напишите свой комментарий внизу страницы.