Номер 238.
Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений. Выделенное предложение разберите письменно.
1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце пок..залось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны 5. До чего красив и красочен осенний лес.
Ответ:
1. Птичьи голоса звенели всюду: в поле, в лесу, в роще.
В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. После обобщающего слова всюду перед однородными членами ставится двоеточие. Между однородными обстоятельствами в поле, в лесу, в роще ставятся разделительные запятые, так как связь между ними бессоюзная.
2. Солнце (солнышко) показалось (пока́жется) из-за туч, но вскоре скрылось (что сделало? ср. род).
В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми показалось, скрылось ставится разделительная запятая, так как есть противительный союз но.
В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между однородными подлежащими мухи, осы ставится разделительная запятая, так как связь бессоюзная. Между однородными подлежащими осы и шмели не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.
4. Ребята, вы видели когда-нибудь вековые могучие корабельные сосны?
В конце предложения ставится знак завершения — вопросительный знак, так как предложение вопросительное, невосклицательное. В начале предложения есть обращение ребята, которое выделяется запятой.
5. До чего красив и красочен осенний лес!
В конце предложения ставится знак завершения — восклицательный знак, так как предложение повествовательное, восклицательное. Между однородными сказуемыми красив и сказочен запятая не ставится, так как они соединены неповторяющимся союзом и.
Номер 238.
Прочитайте выразительно стихотворение А. Майкова. Как интонация помогает восприятию стихотворения на слух?
Летний дождь
«Золото, золото падает с неба!» –
Дети кричат и бегут за дождём…
– Полноте, дети, его мы соберём,
Только соберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
С помощью интонации можно показать, что в этом отрывке есть реплики нескольких героев (детей и взрослого). Слова «Золото, золото падает с неба!» нужно прочитать с радостным удивлением, восторгом, тогда будут понятны эмоции детей, увидевших дождь в лучах закатного солнца. А слова «Полноте, дети, его мы соберём…» нужно прочитать мягко, но уверенно, передавая манеру речи умудренного опытом человека, точно знающего, о чем он говорит. Так интонация поможет понять и смысл стихотворения, и особенности синтаксических конструкций (выделит прямую речь).
Напишите свой комментарий внизу страницы.