Номер 234.
Разберите устно предложения. Составьте их схемы (см. образец выше). Будет ли ваш устный разбор научным текстом?
1. Трое суток в посёлк.. шёл снег. 2. Он зав..лил улицы, поля, д..роги. 3. Словно белый океан вышел из б..регов и разлился по з..мле. 4. Снег белел на ветвях. 4. Наступило безветрие2. 5. Ёлки опустили тёмные лапы, покорились снегопаду.
(По Ю. Яковлеву)
1. Трое суток в посёлке (сущ.2 скл., П.П.) шёл снег.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа предложения — снег (подлежащее), шел (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому упал (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Шел (как долго?) трое суток – обстоятельство; шел (где?) в поселке – обстоятельство.
2. Он завалил (ва́лит) улицы, поля, дороги.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа предложения — он (подлежащее), завалил (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому упал (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Завалил (что?) улицы, поля, дороги – однородные дополнения, произносятся с интонацией перечисления.
3. Словно белый океан вышел из берегов (бе́рег) и разлился по земле (зе́мли).
Это предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа предложения — океан (подлежащее), вышел, разлился (однородные сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Океан (какой?) белый – определение; вышел (откуда?) из берегов — обстоятельство; разлился (по чему? где?) по земле — дополнение / обстоятельство.
4. Снег белел на ветвях.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа предложения — снег (подлежащее), белел (сказуемое). В предложении есть второстепенный член, поэтому оно распространённое. Белел (где?) на ветвях – обстоятельство.
5. Наступило безветрие.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа предложения — безветрие (подлежащее), наступило (сказуемое). В предложении нет второстепенных членов, поэтому оно нераспространенное.
Наступило безветрие.
6. Ёлки опустили тёмные лапы, покорились снегопаду.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа предложения — елки (подлежащее); опустили, покорились (однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Лапы (какие?) темные – определение; опустили (что?) лапы – дополнение; покорились (чему?) снегопаду.
Текст устного разбора предложений является научным стилем речи, так как для него характерны строгая последовательность изложения, наличие терминов, отсутствие эмоциональности и художественно-изобразительных средств.
Безветрие.
Номер 234.
Прочитайте отрывки из стихотворений. В каких предложениях темп речи будет быстрее, чем в других? Какие предложения вы произнесёте в обычном темпе, какие – наиболее медленно? Почему?
Одинаков ли ритм прочитанных фрагментов? В каком стихотворении он более интенсивный?
1. Шуршащий плюш завесил вход…
Прохлада, тьма, уединенье…
В последнем, трепетном волненье
Спешу – вхожу – гляжу – и вот –
Неизъяснимое виденье!
2. Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А. Пушкин)
Темп речи будет быстрее в нераспространённых предложениях (Мчатся тучи, вьются тучи; Мутно небо, ночь мутна), в быстром темпе читаются строки с однородными сказуемыми без союзов (Спешу – вхожу – гляжу – и вот – Неизъяснимое виденье!).
Полные предложения с прямым порядком слов читаются в нормальном темпе (Шуршащий плюш завесил вход…), а односоставное назывное предложение с однородными подлежащими читается наиболее медленно, так как после каждого слова делается выразительная пауза (Прохлада, тьма, уединенье…)
Эти отрывки отличаются по ритму. Во втором он более интенсивный, так как передает динамизм бури, а в первом отрывке более спокойный, задумчивый.
Напишите свой комментарий внизу страницы.