Номер 151.
Послушайте, как можно прочитать по-разному побудительные предложения. При первом чтении выразите голосом дружеский совет, при втором – настойчивое требование. Значок ↑ показывает, какое из слов можно выделить, произнести более высоким тоном. Оцените, удалось ли читающему передать заданную интонацию.
Оценивание чтения.
Читающему удалось (не удалось) передать заданную интонацию.
При первичном чтении, передающем дружеский совет, интонация была (должна быть) более мягкая, а при требовании – более жесткая.
Собеседника
Номер 151.
Верна ли догадка маленького Лёньки о том, почему домового назвали домовым? А почему Лёнька, говоря о домовом, добавляет «бабушкин домовой»? Изложите по-своему те части текста, в которых содержится объяснение происхождения слов снегирь, домовой. Почему поставлены тире в начале строк? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
– Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут? – спрашиваю я в свою очередь.
Лёньке хочется уг..дать. Он ёрз..т на с..ломе, но в конце концов добродушно созн..ётся:
– Не знаю.
– Понима..шь, вместе с з..мой, с морозами, со снегом прил..тают. Снег – снегирь.
Неожиданная пр..стота отга..ки привод..т2 Лёньку в восторг.
– Значит, бабушкин домовой – это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь, – бормоч..т Лёнька. – Эх, побегу-ка я к Витьке! Уж я ему заг..даю.
(В. Песков. «С Юрием Гагариным»).
Догадка Лёньки, что домового назвали домовым, потому что он живёт в доме, верна, так как значение этого слова складывается из значения корня -дом- (жилище) и суффикса -ов- (имеющий отношение к чему-либо)
Лёнька говорит «бабушкин домовой», потому что сам не верит в это мифическое существо, а вот бабушка часто на него ссылается, это ее слово.
Слово «снегирь» происходит от слова «снег», потому что эти птицы прилетают вместе с первым снегом. А слово «домовой» от слова «дом», так как это существо живет в доме и охраняет его.
Тире в начале строк обозначают реплики диалога.
– Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут (зов)? – спрашиваю я в свою очередь.
Лёньке хочется угадать (загадка). Он ёрзает (1-е спр.) на соломе (непр.), но в конце концов добродушно сознаётся (знать):
– Не знаю.
– Понимаешь (1-е спр.), вместе с зимой (зимушка), с морозами, со снегом прилетают (прилёт). Снег – снегирь.
Неожиданная простота (просто) отгадки (отгадать) приводит Лёньку в восторг.
– Значит, бабушкин домовой – это потому, что в доме... Пустырь... Богатырь, – бормочет (1-е спр.) Лёнька. – Эх, побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю (загадка).
Приводит
Напишите свой комментарий внизу страницы.