Рассмотрите схемы и определите, основа каких предложений состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), а каких — из одного (подлежащего или сказуемого).
Основы первого и второго предложений состоят из одного главного члена (это односоставные предложения), а основы третьего и четвертого предложений – из двух главных членов (двусоставные предложения).
Номер 147.
Прочитайте. Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, затем – из одного.
Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела3 роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из дома и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. Прибрежные камыши изредка шуршат2.
Ответ:
1. Грамматическая основа состоит из двух главных членов:
На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из дома и направился к реке. Прибрежные камыши изредка шуршат.
2. Грамматическая основа состоит из одного главного члена:
Утро. Рассвело незаметно. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река.
1. Заблестела (что сделала?) – глагол, действие предмета.
2. Н.ф.- заблестеть; пост.:сов.вид, 2 спр.; непост. : прош. вр., ед.ч., ж.р.
3. Роса (что сделала?) заблестела.
Шуршат
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, называются односоставными.
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, называются двусоставными.
Номер 147.
Прочитайте сочинение ученика. Какие слова в нём неоправданно повторяются? Уместно ли употреблять в этом описании глаголы в форме прошедшего времени? Спишите, внося необходимую правку.
Моя лампа
Когда я учился в первом классе, мне подарили настольную лампу. Лампа и сейчас стоит на моём столе.
Лампа была зеленоватого цвета, удобная, современная. Её можно было двигать в разные стороны. Зимними тёмными вечерами я включал лампу, и мне было легче делать уроки. Мне казалось, что лампа помогала мне выполнять домашние задания. Иногда мне хотелось положить её в портфель и взять с собой в школу.
В данном тексте неоправданно повторяются слова «лампа», «мне». Глаголы в описании должны стоять в форме настоящего времени, так как лампа существует до сих пор.
Моя лампа
Когда я учился в первом классе, мне подарили настольную лампу. Она и сейчас стоит на моём столе.
Зеленоватого цвета, удобная, современная. Её можно двигать в разные стороны. Зимними тёмными вечерами я включал лампу, и мне было легче делать уроки. Казалось, что она помогала мне выполнять домашние задания. Иногда даже хотелось положить её в портфель и взять с собой в школу.
Напишите свой комментарий внизу страницы.