Номер 133.
Прочитайте отрывки из стихотворения Ю. Владимирова «Ниночкины покупки». В некоторых словосочетаниях текста нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стихотворения, обозначая графически главное и зависимое слово.
Мама сказала Нине:
– Нина, купи в магазине
Фунт* мяса, бутылку кваса,
Сах..рный п..сок,
Спич..чный к..робок,
Масло и компот.
Деньги – вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу. <…>
Наконец очередь Нинки.
Нина твердит без запинки:
– Дайте фунт кваса,
Бутылку мяса,
Спич..чный п..сок,
Сах..рный к..робок,
Масло и компот.
Деньги – вот.
Вторая часть стихотворения вызывает улыбку, потому что автор намеренно нарушил смысловую связь в словосочетаниях: фунт кваса, бутылку мяса, спичечный песок, сахарный коробок.
Фунт – муж.р.
1. Старая русская мера веса, равная 409,5 г.
2. Английская мера, равная 453,6 г, а также соответствующая старинная мера веса в других европейских странах.
Номер 133.
Прочитайте текст. О каком событии в нём идёт речь? Озаглавьте текст.
Найдите начальную часть текста (вступление), выделите эпизод, с которого начинается развитие действия; проследите за тем, как действие развивается, чем заканчивается. Какую роль в изложении играют выделенные в тексте глаголы? Найдите предложения, в которых описывается шкатулка. Как описание предмета включено в повествование?
В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке.
Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон».
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё1 пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
(К. Паустовский «Жильцы старого дома»)
В данном тексте рассказывается о музыкальной шкатулке, которую нашли на чердаке.
Заглавие текста: «Музыкальная шкатулка».
Вступление текста: первый абзац.
Завязка: «Как-то на чердаке мы нашли черную шкатулку». Развитие действия: принесли в комнаты, вытерли, открыли, завели, не играла, поставили на стол. Конец действия: забыли о шкатулке.
Выделенные в тексте глаголы показывают развитие действия, последовательность событий.
Описание шкатулки: «На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон»». «Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.»
Сначала шкатулка описывается снаружи, дается первое впечатление о ней. Это описание вводится последовательно: в первом предложении «Как-то на чердаке мы нашли черную шкатулку» есть только элемент описания (прилагательное «черную»), а в следующем предложении описание уже является основным типом речи. Второе описание показывает, как шкатулка выглядела внутри. Это описание вводится с помощью слов «открыли крышку» в повествовании.
Нее [н' иэ й' о́] – два слога.
н [н'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
е [иэ] – гласный, безударный;
ё [й'] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
ё [о́] – гласный, ударный.
3 буквы, 4 звука.
Напишите свой комментарий внизу страницы.