Номер 104.
Сравните предложения. Какие из них можно отнести к утвердительным предложениям, а какие – к предложениям с отрицанием?
1. На утренней заре пастух (не)гонит уж коров из хлева. (А. Пушкин) 2. Ещё природа (не)проснулась. (Ф. Тютчев) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий) 4. Правда в огне (не)горит, в воде (не)тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский) 6. Ветер листы (не)срывает с ветвей, солнышко в тучи (не)прячется там… (А. Плещеев) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт) 9. За двумя зайцами погонишься – ни одного (не)поймаешь.
Как пишется частица не с глаголами? Запишите предложения, раскрывая скобки.
Ответ: 1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. (А. Пушкин) 2. Ещё природа не проснулась. (Ф. Тютчев) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий) 4. Правда в огне не горит, в воде не тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский) 6. Ветер листы не срывает с ветвей, солнышко в тучи не прячется там… (А. Плещеев) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт) 9. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Частица «не» пишется с глаголами РАЗДЕЛЬНО.
Утвердительные предложения:
2. Ещё природа не проснулась. (Ф. Тютчев)
3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий)
5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский)
7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева)
8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт)
Предложения с отрицанием:
1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. (А. Пушкин)
4. Правда в огне не горит, в воде не тонет.
6. Ветер листы не срывает с ветвей, солнышко в тучи не прячется там… (А. Плещеев)
9. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Номер 105.
Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке. Прочитайте эти предложения. Что получится, если все люди будут так поступать?
Разоряй муравейники. Вытаптывай цветы. Ломай ветки деревьев. Бросай мусор в речку. Оставляй в лесу мусор. Прыгай в воду с крутого обрыва в незнакомом месте.
Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять, надо заботиться и о своей безопасности. Исправьте их предложения. Запишите получившийся вариант.
Ответ:Если все люди будут так неуважительно относиться к природе, то человечество столкнется с большими проблемами. Например, многие животные и растения исчезнут, будут истреблены навсегда; начнётся бесконтрольная вырубка лесов; воздух станет абсолютно отравленным, так как фабрикам и заводам не будет необходимости очищать вредные выхлопы производства; океаны и моря, реки будут ещё больше и быстрее захламляться мусором. В конце концов наступит конец существования всего.
Исправленные предложения:
Не разоряй муравейники, относить уважительно к животным и насекомым. Не вытаптывай цветы, старайся ухаживать за ними. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку, старайся не засорять природу. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в незнакомом месте, ты можешь серьёзно пораниться.
Напишите свой комментарий внизу страницы.