Русский язык 4 класс учебник Климанова, Бабушкина 1 часть ответы – страница 130

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.
  • Год: 2019.
  • Издательство: Просвещение.
Русский язык 4 класс Климанова 1 часть страница 130. 2019 год

Вы можете выбрать для своего проекта одну из данных ниже тем или можете придумать свою тему:
• Для чего важно уметь выделять корень в слове.
• Какие правила орфографии помогают верно написать корень слова.
• Как могут изменить значение слова приставки и суффиксы.
• Может ли слово иметь несколько корней?

Для выполнения проекта каждая группа определяет:
• конкретную тему проекта;
• основное содержание проекта (ответ на вопрос, содержащийся в теме, с развёрнутым доказательством и примерами).

Ответ:

                                                                            Проект
                             «Как могут изменить значение слова приставки и суффиксы»


Цель: провести исследование и ответить на вопрос: «Как могут изменить значение слова приставки и суффиксы?»

План:
1. Какие части могут быть в слове?
2. Что такое приставка и суффикс? Для чего они служат?
3. Как изменяются значения слов с приставками и суффиксами?
4. Вывод.

Давайте вспомним, из каких частей может состоять слово.

Русский язык 4 класс учебник Климанова страница 130, проект

Сегодня мы будем исследовать слова с приставками и суффиксами.
Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка – «приставленный впереди», а суффикс – «подставленный» (после корня).
Мы выяснили, что приставки и суффиксы служат для образования новых слов. Попробуем на конкретных примерах выяснить, изменяются ли значения слов, если у них появляются какие – либо приставки и суффиксы.

Суффиксов очень много, они придают словам разные добавочные значения.
Понаблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ-: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

А теперь прочитаем стихотворение Н. Поляковой:

Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок –
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки.


С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ножки, сапожки, спинки – суффикс -к-,
Сапожок, цветок – суффикс -ок-,
Травинки – суффикс -инк-,

Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)


Сравните: корова – коровушка, крапива – крапивушка.
Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

Образуем слова с помощью суффиксов –очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-:
Слово + -очк- = розочка, лампочка, ленточка
Слово + -оньк-/ -еньк- = Катенька, лисонька, реченька
Слово + -чик- = лимончик, помидорчик, блинчик

Есть суффиксы, называющие животных и их детёнышей: слонёнок, лисёнок, ежонок, медвежонок.
Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-. А ещё суффиксы -ат-, -ят-.
Много слонят, лисят, ежат, медвежат.

Найдём слова, называющие животных: слониха, лисица, ежиха, медведица.
Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-

Есть суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:
Учитель, воспитатель – суффикс -тель-;
Грузчик, лётчик – суффикс -чик-;
Лесник, дворник – суффикс -ник-;
Футболист, тракторист – суффикс -ист-;

Это только несколько примеров из огромного количества слов, имеющих суффиксы. Учёные подсчитали, что в русском языке около пятисот суффиксов.

А теперь обратимся к приставкам.
Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем значение слова.

Приставка в- означает движение внутрь (вбежал, влез),
Приставка вы- – движение изнутри (выскочил, вышел),
Приставка за- – начало действия (запел, застучал),
Приставка до- – завершение действия (допечатал, дописал),
Приставка на- – направленность действия на что-либо (напугала, направила).

Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов.

Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.
Составим слова с приставками: приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

Каждое новое слово имеет свой смысл и употребляется в соответствии со значением.

На примере слова шёл можно определить значение приставок. Пришел, ушел, отошел, вышел, перешел, обошел, дошел.
Мы видим, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. Пара слов пришел – ушел имеет совершенно противоположное значение, это антонимы.

Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти сто приставок.

Таким образом, приставки и суффиксы изменяют лексическое значение однокоренных слов или придают им добавочные оттенки значений.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх