Номер 162.
Прочитайте.
В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.
Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.
Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
— Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!
В. Бочарников
Тип текста: повествование
Тема: как учитель уточку выхаживал
Главная мысль: учитель заботился об уточке всю зиму, чтобы потом отпустить ее на волю
Название: «Учитель и уточка»
План:
1. В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка
2. Пришла весна
3. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука
4. Твоя весна пришла, Утя
Трудные слова: уточка, речка, Покши, крылышко, полыньи, однажды, чувствовал, вынырнет.
Номер 155.
Прочитайте глаголы и вопросы к ним.
Напи́шут, рабо́таем, ви́дит, повтори́те, посове́тую, смо́тришь, раста́ет, создади́м, постро́ишь, встаёте, дорожу́, бесе́дуют.
Что делаю? – дорожу
Что сделаю? – посоветую
Что делаешь? – смотришь
Что сделаешь? – построишь
Что делает? – видит
Что сделает? – растает
Что делаем? – работаем
Что сделаем? – создадим
Что делаете? – встаете
Что сделаете? – повторите
Что делают? – беседуют
Что сделают? – напишут
(Что делаю?) дорожу (наст. вр., 1-е л., ед. ч.)
(Что сделаю?) посоветую (буд. вр., 1-е л., ед. ч.)
(Что делаешь?) смотришь (наст. вр., 2-е л., ед. ч.)
(Что сделаешь?) построишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.)
(Что делает?) видит (наст. вр., 3-е л., ед. ч.)
(Что сделает?) растает (буд. вр., 3-е л., ед. ч.)
(Что делаем?) работаем (наст. вр., 1-е л., мн. ч.)
(Что сделаем?) создадим (буд. вр., 1-е л., мн. ч)
(Что делаете?) встаёте (наст. вр., 2-е л., мн. ч.)
(Что сделаете?) повторите (буд. вр., 2-е л., мн. ч.)
(Что делают?) беседуют (наст. вр., 3-е л., мн. ч.)
(Что сделают?) напишут (буд. вр., 3-е л., мн. ч.)
(Что делаю?) дорожу (наст. вр., 1-е л., ед. ч.). p>
Номер 156.
Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.
Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.
Ответ:По лицам и числам среди данных глаголов не изменяется глагол рассказал, потому что глагол стоит в прошедшем времени, а изменяются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.
Люблю (1-е л., ед. ч.) грозу в начале мая. (Ф. Тютчев)
Вечор, ты помнишь (2-е л., ед. ч.), вьюга злилась. (А. Пушкин) p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.