Номер 157.
Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по временам». Назовите глаголы в неопределенной форме и вопросы к ним.
Неопределенная форма: (что делать?) решать, думать, (что сделать?) решить, подумать.
От глаголов, отвечающих на вопрос «что делать?» можно образовать все три формы времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?» — только две формы: прошедшего и будущего.
Номер 158.
Прочитайте. Поставьте вопрос к каждому глаголу.
Звонить, позвонить, повторять, повторить.
Ответ:(что делать?) звонить, (что сделать?) позвонить, (что делать?) повторять, (что сделать?) повторить.
Звонить (что делать?) – звони́т (наст. вр.), звони́л (прош. вр.), будет звони́ть (буд. вр.).
Позвонить (что сделать?) – позвони́т (буд. вр.), позвони́л (прош. вр).
Повторять (что делать?) – повторя́ет (наст. вр.), повторя́л (прош. вр.), будет повторя́ть (буд. вр.)
Повторить (что сделать?) – повтори́т (буд. вр.), повтори́л (прош. вр.).
балова́ть, балу́ю
ка́шлянуть, ка́шляю
облегчи́ть, облегчу́
положи́ть, положу́
предложи́ть, предложу́
углуби́ть, углублю́
Номер 151.
Прочитайте. Составьте из частей текст.
В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволо́к с речки По́кши кот. <…> Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали У́тя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
– Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!
Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.
Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.
По В. Бочарникову
Я составила текст по смыслу.
В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.
Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.
Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
– Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!
Тема: как учитель уточку выхаживал.
Основная мысль: учитель заботился об уточке всю зиму, чтобы потом отпустить ее на волю.
Название: «Учитель и уточка».
План:
1. В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка.
2. Пришла весна.
3. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука.
4. Твоя весна пришла, Утя.
Трудные слова:
1 часть: уточка, речка, Покши, крылышко.
2 часть: полыньи, проситься.
3 часть: однажды, чувствовал, снизу, вверху.
4 часть: вынырнет.
Напишите свой комментарий внизу страницы.