Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 129

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.


Номер 277.
Прочитайте. Спишите.
Утро ... выдалось прохладное, золотое, весёлое, звонкое такое. Трава лоснилась, точно яркий зелёный шёлк, и на ней там и сям дрожали, играя разноцветными огнями, крупные алмазы росы.
А. Куприн
- Что вы представили, читая текст? Какие слова и выражения придают пейзажной зарисовке особую выразительность? Подберите синонимы к выделенному слову и сочетанию слов.
Читая текст, я представила раннее утро, рассвет. Холодный туман как молоко всё вокруг в себе топит. Вокруг всё мокрое от капелек росы, и солнечные лучи в каплях купаются, окрашивая все в разные цвета.
Пейзажной зарисовке придают выразительность имена прилагательные, т. е. эпитеты, и сравнения.
Там и сям — везде.
Лоснилось — блестело от влажности.
Номер 278.
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Прочитайте текст. Какие сравнения использует автор при описании картины?

Рожь... Погожий летний день. Величаво, просторно раскинулась нива спелых хлебов. Среди океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны. Их гордые вершины возносятся к небу.
Дорога утопает во ржи. Она ведет в самую гущу нивы — туда, где благоухает царство хлеба. По дороге бредут два путника. Над ними высоко, в голубом зените, кружат птицы.
Чувствуется приближение грозы. У самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Лёгкая пыль на дороге. Над самой землёй пронзительно режут воздух ласточки.
И. Долгополов
Ответ:Ржаное поле — золотой океан.
Великаны-сосны — сторожа.
Урожай — богатство.
Утопает — значит, ржи много.
Царство хлеба — ржаное поле.
Режут — резво летают.
- Какое впечатление произвела на вас эта картина? Какими вы увидели сосны? небо? полевую дорогу? придорожную траву? цветы?
- Составьте свой текст на тему «Мои впечатления о картине И. И. Шишкина «Рожь». Запишите составленный текст.
Сосны настолько высокие, что своими вершинами пронзают небеса. День погож, но чувствуется приближение грозы — воздух пропитан электричеством, а с горизонта подбираются огромные кучевые облака.
Дорога уходит вдаль, а над ней танцуют пыльные вихри. По бокам рожь, бескрайние просторы ржи, словно океан, бушующий занимающий всю землю.
На ржаном поле
Широка Русь, велика Русь и безгранична. Высокие горы до самых небес, глубокие воды, и огромные плодородные земли, каких нигде не увидишь, кроме как на Родине. Иван Иванович Шишкин любил Россию. Он любил всё: от пыльных дорог захолустных деревень, до широких полей. Именно в порыве этой безмерной любви и была написана картина «Рожь».
На его картине изображено бескрайнее ржаное поле, которое напоминает собой океан. Кажется, что сейчас закроешь глаза и услышишь шелест колосьев, а вдохнешь посильнее, так почувствуешь запах пышущей земли.
Пыльная дорожка убегает куда-то вдаль, теряясь меж колосьев. Короной, вратами поля стали могучие тополя — великаны. Вековые, они следят за пахарем, и каждый новый день приветствуют не только солнце, но и сотни тысяч молодых растеньиц.
Небо хмурится. Облака незаметно крадутся из-за горизонта, заполоняя сантиметр за сантиметром каждый кусочек неба. Ветер поднимается. Совсем скоро пойдет дождь, который утолит жажду солнечных колосков.
Красива картина Ивана Ивановича Шишкина, могуча она своей всеобъемлющей красотой и любовью к природе Родины.
Разбор слова как части речи:
В голубом — прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «в каком?». Н. ф. — голубой. Употреблено с сущ. м. р., в П. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.
В зените — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «в чём?». Н. ф. — зенит. Нариц., неодуш., м. р., 2 скл., в П. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.

Номер 275.
Вспомните, какие буквы в корне слов требуют проверки на письме. Приведите примеры таких слов. Что общего в подборе проверочных слов для правильного обозначения буквами безударных гласных звуков, парных по глухости-звонкости согласных звуков, непроизносимых согласных звуков в корне слова?
Ответ:
Существуют разнообразные орфограммы в корне слова:
1. Безударные гласные: прим..ря́ть – мир; сто..р..на́ – сто́роны, сторо́нка;
2. Непроизносимый согласный: лес..ница – словарное слово – лестница;
3. Парные по глухости/звонкости согласные: ду.. – дубы, ло.. – лбы.
Общего в подборе проверочных слов для правильного написания орфограммы в корне слова является то, что необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции стала буквой в сильной позиции:
1. т. е. в случае с безударной гласной нужно подобрать слово, чтобы в нем эта же буква была под ударением;
2. для проверки непроизносимой согласной нужно сделать так, чтобы после этой буквы в проверочном слове стояла гласная;
3. для проверки парных по глухости/звонкости согласных звуков нужно подобрать слово, чтобы после орфограммы стояла гласная.
Номер 276
Прочитайте. Объясните написание пропущенных орфограмм и расстановку знаков препинания.
1. На воде др..жит з..л..тая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В х..лодном оз..ре, в тени бр..дили сонные л..ни, и в глуб..не з..ркальных ок..н св..ркает п..л..сатый2 окунь1. (В. Хлебников) 3. С..р..брится ячме́нь к..л..систый, з..л..неют привольно овсы́. (И. Бунин) 4. Вот поднялись изд..л..ка́ гр..до́ю длинной обл..ка. (И. Никитин)
Ответ:Дрожи́т (дрожь), золотая (зо́лото, позоло́то), холо́дном (хо́лод), о́зере (озё́ра), броди́ли (брод), лини (линь), в глубине́ (глуби́ны), зерка́льных (зе́ркало), о́кон (око́нце), сверка́ет (посве́ркивать), полосатый (по́лосы, поло́ски), серебри́тся (сере́бряный), колоси́стый (ко́лос, коло́сья), зелене́ют (зе́лень, зелёный), издалека́ (даль, далёкий), грядо́ю (гря́дка), облака (сл. сл.).
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
- Выпишите любое из выделенных слов, рядом запишите проверочные слова для этого слова.
1. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. 2. В холодном озере, в тени бродили сонные лини, и в глубине зеркальных окон сверкает полосатый окунь. 3. Серебрится ячмень колосистый, зеленеют привольно овсы. 4. Вот поднялись издалека грядою длинной облака.
Полосатый – по́лосы, поло́ска.
Разбор слова по составу:
Полосатый
Звуко-буквенный разбор:
Окунь [Окун’] – 2 слога
о – [о] – гласн., ударн.
к – [к] – согл., глух. непарн., тв. парн.
у – [у] – гласн., безударн.
н – [н’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – [-] – не обозначает звука
5 б., 4 зв.
Номер 277.
Прочитайте.
Старательно п..са́ть, увлекательный рассказ, см..треть фейерверк, ехать очень тихо, очень красивая к..ртина, к..смическое судно, л..теть на аэроплане, прийти теперь, бл..стеть на со..нце, зав..евать независимость, лимонный2 цвет.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова и сочетания слов синонимами. Ими должны стать слова из орфографического словаря.
- Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
Старательно писать (напи́сано) – аккуратно писать;
увлекательный рассказ – интересный рассказ;
смотреть (просмо́тр) фейерверк – смотреть салют;
ехать очень тихо – ехать медленно;
очень красивая карти́на (сл. сл.) – прекрасная картина;
космическое (ко́смос) судно – космический корабль;
лете́ть (полёт) на аэроплане – лететь на дирижабле;
прийти теперь – прийти сейчас;
блестеть (блеск) на солнце (сл. сл.) – сверкать на солнце;
завоева́ть (во́йны) независимость – завоевать свободу;
лимонный цвет – жёлтый цвет.
Старательно писать (напи́сано) – аккуратно писать;
увлекательный рассказ – интересный рассказ;
смотреть (просмо́тр) фейерверк – смотреть салют;
ехать очень тихо – ехать медленно;
очень красивая карти́на (сл. сл.) – прекрасная картина;
космическое (ко́смос) судно – космический корабль;
лете́ть (полёт) на аэроплане – лететь на дирижабле;
прийти теперь – прийти сейчас;
блестеть (блеск) на солнце (сл. сл.) – сверкать на солнце;
завоева́ть (во́йны) независимость – завоевать свободу;
лимонный цвет – жёлтый цвет.
Разбор слова по составу:
лимонный
Напишите свой комментарий.