В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.
Номер 139.
Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.
1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.
Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.
Ответ:1. Гром.
2. Дождь.
3. Лён.
4. Картофель.
5. Земляника.
6. Свёкла.
1. Конь бежит, (что?) земля (И. п.) дрожит.
2. Шёл долговяз, (во что?) в землю (В. п.) увяз.
3. Из (чего?) земли (Р. п.) вырастаю, весь мир одеваю.
4. Под (чем?) землёй (Т. п.) птица гнездо свила, яиц нанесла.
5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к (чему?) земле (Д. п.) близко.
6. Алый сапог (в чём?) в земле (П. п.) горит.
Алый сапог в земле горит.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Номер 140.
Прочитайте.
Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики. Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу. Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.
В. Медведев.
Улетели (полёт) на юг (В. п.) ласточки (И. п.), скворцы (И. п.) (скво́рушка), зяблики (И. п.). Один́око (один) сидит (си́дя) на берёзовой ветке (П. п.) у дороги (Р. п.) большая (бо́льше) и тихая птица. Это деряба. Молчаливая (мо́лча, молчание), не очень нарядная, эта птица осталась верной родному (ро́дина) лесу (Д. п.) Вместе с лесом (Т. п.) она стойко переносит зимние морозы и леденя́щие (лёд) метели.
Юг [й'ук] — 1 слог
ю — [й'] — согл., зв.непарн., мягк.непарн.
— [у] — гласн., ударн.
г — [к] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
Зимн
иеВспомните, как определить падеж имён существительных. В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.
Чтобы определить падеж имён существительных, употреблённых в косвенных падежах, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.
Номер 144.
Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.
1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит4.
Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.
Ответ:1. Гром.
2. Дождь.
3. Лён.
4. Картофель.
5. Земляника.
6. Свёкла.
1. Конь бежит, (что?) земля (И. п.) дрожит.
2. Шёл долговяз, (во что?) в землю (В. п.) увяз.
3. Из (чего?) земли (Р. п.) вырастаю, весь мир одеваю.
4. Под (чем?) землёй (Т. п.) птица гнездо свила, яиц нанесла.
5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к (чему?) земле (Д. п.) близко.
6. Алый сапог (в чём?) в земле (П. п.) горит.
Устно:
Алый сапог в земле горит.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее, подчёркиваю одной чертой: Алый сапог в земле горит.
3. Нахожу сказуемое, подчеркиваю двумя чертами: Алый сапог в земле горит.
4. Называю грамматическую основу предложения: Сапог горит.
5. Нахожу второстепенные члены, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Для этого задаю вопросы. Подчёркиваю второстепенные члены, обозначаю связь стрелками.
6. Называю словосочетания: сапог алый, горит в земле.
В предложении два словосочетания.
Даю характеристику предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ и второстепенных членов предложения.
Запишем разбор в тетрадь:
Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа — для называния предмета, на который направлено действие.
Напишите свой комментарий внизу страницы.