Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 39

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.


Номер 55.
- Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.
Запишите любую пару составленных предложений. Объясните постановку в них знаков препинания.
1. Я пришёл к другу... .
2. Тучка набежала... .
3. Пёс Полкан... .
1. Я пришёл к другу играть в футбол и волейбол. (Запятая не ставится между двумя однородными членами, соединенными союзом и)
Я пришёл к другу играть, а он заболел. (Запятая разделяет части сложного предложения)
2. Тучка набежала, но вскоре скрылась за горизонтом. (Запятая ставится между двумя однородными членами, соединенными союзом но)
Тучка набежала в полдень, посыпался мелкий дождик. (Запятая разделяет части сложного предложения)
3. Пес Полкан лает, а не кусает. (Запятая разделяет однородные члены, соединенные союзом а)
Пес Полкан сторожит дом, а собака Найда охотится в лесу за зайцем. (Запятая разделяет части сложного предложения)
Номер 56.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.
Е. Чарушин.
Ответ:Два рыбака.
- Определите тему и главную мысль текста.
- Найдите простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различи-ли? Объясните постановку запятых в предложениях.
Тема: «Как кот научился рыбачить»
Главная мысль: кот Епифан очень сообразительный и ловкий, потому что научился ловить рыбу.
1. Простые предложения с однородными членами.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту.
Подошёл рыбак и удивился.
Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. (Запятая разделяет однородные члены, соединённые перечислительной интонацией).
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь.
2. Сложные предложения.
Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом.
Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.
(Запятые разделяют части сложных предложений)
Простые и сложные предложения можно различить по количеству грамматических основ. В простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных — две или более.
- Подготовьтесь к написанию изложения данного текста по самостоятельно составленному плану (см. Памятку 2, с. 145).
Как подготовиться к изложению
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
2. Определите тему и основную мысль текста. Обратите внимание на то, как автор их раскрывает. Подумайте, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
3. Составьте план. Для этого определите количество частей в тексте (или разделите текст на части, если они не выделены), выделите главное в каждой части и озаглавьте эти части.
4. Найдите слова с орфограммами. Объясните их правописание. Обратите внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.
5. Ещё раз прочитайте текст. Мысленно перескажите его. Начинайте писать изложение текста по плану.
6. Проверьте написанное изложение.
Изложение
Два рыбака
План:
1. Старик и кот Епифан рыбачили вместе.
2. Епифан оказался на речном плоту.
3. Кот научился ловить рыбу.
4. Два рыбака ловят рыбу порознь.
Кот Епифан и старик рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а кот сидел рядом и ждал угощения.
Однажды старик оглянулся, чтобы дать коту ерша, а Епифана нет. Увидел старик кота далеко на плоту.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, лапу в воду опустил. Плывут стайкой рыбешки, а кот подцепит когтями одну и съест.
Теперь два рыбака ловят рыбу порознь. Кот удит лапой с когтями, а старик – удочкой с крючком.

Номер 60.
Прочитайте строки из сказки «Федорино горе».
...И чайник сказал утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
К. Чуковский
А: «П!» А: «П». А: «П?»
- Найдите в каждом предложении слова автора и прямую речь. Прочитайте каждое предложение с правильной интонацией.
- Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.
- Соотнесите предложения и схемы предложений с прямой речью. Какая схема к какому предложению подходит?
- Спишите любое предложение. Проверьте себя. Нарисуйте схему этого предложения.
Слова автора:
И чайник сказал утюгу...
И заплакали блюдца...
И зарыдало корыто...
Прямая речь:
«Я дальше идти не могу».
«Не лучше ль вернуться?»
«Увы, я разбито, разбито!»
После слов автора ставится двоеточие. Прямая речь заключена в кавычки, знак вопроса и восклицательный знак стоят внутри кавычек, точка ставится после кавычек.

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
А: «П?»
Номер 61.
Прочитайте. Определите основную мысль текста.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Л. Толстой
Основная мысль текста: человеку важно делать что-то хорошее для других людей, а не думать только о себе.
- Объясните, как найти в тексте предложения с прямой речью после слов автора? Прочитайте эти предложения с правильной интонацией.
- Объясните расстановку двоеточия и кавычек в предложениях с прямой речью.
- Спишите текст. Проверьте себя.
Найти в тексте предложения с прямой речью после слов автора можно по кавычкам.
Двоеточие стоит после слов автора, прямая речь заключена в кавычки.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Напишите свой комментарий.